Развиваем логику и мышление у дошкольников и школьников

Логика – неотъемлемая функция человеческого разума. С ее помощью человек воспринимает окружающий мир, взаимодействует с ним и себе подобными. Именно логика помогает осмысливать причины и следствия действий. Первые логические цепочки строит младенец, с первым вздохом, входя в Большой Мир.

Развивающие игрушки и игры для развития логики у детей

Психологи и фтизиатры рекомендуют начинать развивать логическое мышление детей с двухлетнего возраста. Так как именно на этом этапе ребенок способен сопоставлять причины, явления и действия окружающих его предметов.

Начиная с двух лет и до первого шага в школу, малыш проходит большой путь развития — как физиологического, так и умственного. Поэтому для этого возраста разработано огромное количество всевозможных методик, циклов, игр, направленных на развитие логики.

  • Первые игрушки знакомят малышей с формой предметов — круглый, квадратный и так далее. Взаимодействие предметов вызывает огромный интерес. Всевозможные шарики, кубики, прочие геометрические фигуры, которые можно ставить друг на друга, вкладывать в пазы, формировать из них более сложные конструкции. На этом этапе для малыша важна как созидательная, так и разрушительная сила окружающих его вещей.
  • Всевозможные погремушки, резиновые шары, мягкие игрушки знакомят малыша с различными состояниями окружающих предметов — мягкий, твердый, упругий и т. д. Это понимание и возможности разных игрушек развивают у малышей восприятие разнообразного применения предметов — мячик прыгает, твердые кубики можно ставить друг на друга, с их помощью можно разрушать уже созданное. Мягкие игрушки становятся первыми друзьями, дают понимание нежности, ласки, тепла.
  • Для развития детей дошкольного возраста очень важны коллективные игры, так как они позволяют малышам развивать не только логику, внимание, но и взаимодействие с другими детьми, облегчают их адаптацию в обществе. Очень важную роль в этих играх, упражнениях отводится взрослым — это именно они ведут занятия, награждают победителей и помогают робким, стеснительным детям освоиться в новых для них условиях.

Упражнение «таинственный мешок»

Ведущий складывает в непрозрачный мешок различные предметы, известные детям: кубики, шишки, машинки, игрушки, которые каждый день на виду у детей. И просит ребят достать, не глядя, тот предмет, который он называет, награждая правильные действия небольшими призами.

«Карточки»

Это упражнение на скорость. Ведущий раздает детям картинки с цифрами либо с изображениями нескольких предметов. Называет число, ребята должны быстро найти картинку, на которой изображено названное количество предметов. Эта игра для детей, понимающих счет.

«Летает — не летает»

Для этого упражнения необходимо расставить детей полукругом так, чтобы они видели друг друга. Ведущий рассказывает о предметах, которые могут летать и просит поднимать руки, если предмет действительно летает. В случае, если называется не летающий предмет, дети опускают руки, повторяя движения ведущего. Взрослый может сознательно сбивать детей с толку, называя не летающий предмет, поднимать руки.

Важно указывать малышам на неправильные действия и поощрять тех, кто выполняет упражнение, а не просто повторяет действия ведущего.

Начиная с пяти лет, многие дети уже активно играют в шашки, домино, шахматы, лото. Пытаются разгадывать несложные кроссворды, собирают пазлы.

Еще несколько заданий на развитие логического мышления, внимания

Логика развивается при том условии, когда есть какое-то затруднение, задача, решение которой зависит от нескольких действий или логических заключений. Но маленьким детям еще трудно удерживать в голове несколько факторов одновременно, связывать их между собой. Поэтому для полноценного развития, а также для проведения игр, направленных на развитие логики, внимания, малышу необходим взрослый партнер. Начинать игры необходимо с тех, которые максимально будут интересны ребенку, и лишь потом вводить рекомендованные педиатрами.

Хорошо влияют на логику, внимание подрастающего организма небольшие картинки с множеством элементов.

Обязательно в этой игре должны присутствовать комментарии, наводящие вопросы «как оно выглядит?», «где он может быть, почему?» Дети с радостью отвечают на эти вопросы, логически связывая предметы с их свойствами. Когда игра касается животного мира, малыши сопоставляют визуальное изображение со средой обитания, с издаваемыми звуками.

Огромный интерес у дошкольников вызывают занятия, в которых присутствует элемент таинственности. Игры, в которых необходимо найти какой-то предмет, зашифрованный в картинках, либо для получения приза нужно искать подсказки, отгадывать загадки, решать несложные задачи. Чтобы ребенок выполнял эти упражнения, родители должны подготовить карты, указания и быть готовыми в любой момент немного помочь малышу.

Очень важно, чтобы итоговый приз не разочаровал ребенка, и он с нетерпением будет ждать следующего приключения.

«Кому что?»

Для этого упражнения подбирают несколько картинок с изображениями зверей и тем, что они едят. Детей просят выбрать любое животное и «накормить» его. Для поднятия настроения можно перемешать две стопки картинок и наугад выбирать пары.

«Лишняя картинка»

Для этого задания необходимо подобрать несколько картинок на одну тему, и ту карточку, которая будет лишней. Например, картинки животных, живущих в лесу — лиса, заяц, медведь, и изображения домашних животных. Ребенок должен отобрать в одну сторону правильные картинки, а в другую — лишние.

Главное, не упустить момент, когда малыш устанет и начнет отвлекаться. В таком случае необходимо взять паузу, отвлечься на физические упражнения и только спустя некоторое время снова вернутся к игре.

Упражнения и задания для ребят школьного возраста

Главной задачей упражнений, направленных на развитие логики и внимания у ребят младшего школьного возраста, является подготовка детского мозга к восприятию, а также максимальному усвоению всех знаний, навыков, которые дают первые классы в школе. Также немаловажны социальные аспекты, поэтому многие занятия рассчитаны на большое количество участников, чтобы развивать у детей лидерские навыки.

Преподаватель, внося элемент соревнований, разбивает учеников на 2 группы. Победившая команда получает приз. Тем самым он стимулирует у детей развитие принятия решений, мотивирует их быстрее мыслить, формировать логические выводы на основе начальных данных.

  • Одним из таких простейших упражнений являются загадки. Первому, кто назовет правильный ответ, полагается приз. Мотивацией является то, что для отгадывания загадок детям необходимо выражать свои мысли, а также принимать коллективные решения.
  • Очень распространены упражнения на развитие логики и ассоциаций, в которых дается конкретное понятие (дерево, город, человек, солнце), предлагаются несколько характеристик. Необходимо выбрать два-три самых близких понятия, объяснить свой выбор. Тем самым дети учатся не только сопоставлять предметы с их свойствами, а и стараются логически пояснять свой выбор.
Важно при этом поощрять самовыражение детей, ненавязчиво корректировать, если они путаются или неправильно воспринимают понятия.
  • Отличными индивидуальными играми для младших школьников являются всевозможные головоломки, лабиринты, в которых малыш должен самостоятельно найти выход, провести «мышку к норке» либо заполнить пространство элементами, чтобы они полностью закрыли площадь. Эти занятия развивают индивидуальность, учат принимать на себя ответственность, а также готовят малышей к самостоятельности в принятии решений, важности анализа происходящих явлений вокруг него, возможности логического объяснения и взаимосвязей окружающего мира.
Многочисленные исследования показали, что основы логических структур у детей формируются в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Именно в этом промежутке полностью развивается индивидуальное построение логических цепочек, восприятие, обработка получаемой информации.
Поделитесь с друзьями: