Наталья
Дата написания: 30.11.2021
Время на чтение: 8 мин

Методики обучения чтению

Изображение записи

Любая мама дошкольника, приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Подробнее рассказываем в нашем материале.

В каком возрасте учить ребенка читать

На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:

  1. «Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Увы, не научат — у школьных учителей просто нет времени, чтобы научить правильно читать каждого ребенка. Уже на первых уроках придется читать книги, учебники, надписи на доске. Не умея читать, первоклашка рискует сразу же отстать от одноклассников и потерять интерес к учебе.
  2. «Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию.

Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.

Методики обучения дошкольников чтению

Звуковые и слоговые методики

Методики обучения чтениюАналитико-синтаксический подход определяет четкие единицы речи и последовательность обучения.

  1. Звуки. Ребенок знакомится с ними, еще не зная алфавит. Он учится слышать, выделять, анализировать слова с точки зрения звуковых конструкций.
  2. Буква. На этом этапе звуки принимают символьный облик. Проводится сопоставления звука и его обозначения.
  3. Слог. Согласные и гласные складываются в слоги, которые нужно научиться читать. Слово делится на слух.
  4. Слова. Научившись читать слоги и устно делить слова, ребенок осваивает обратный процесс и складывает знакомые слоги в целые слова.
  5. Фраза. Малыш учится читать по нескольку слов и находить между ними смысловую связь.
  6. Предложение. Финал обучения.

Распространенная методика этого типа — Эльконина-Давыдова. Она включает в себя набор этапов.

  1. Изучение звуков, звукоподражание.
  2. Поиск звуков в слове, разделение на твердые и мягкие.
  3. Анализ звуков в словах, поиск ударного звука.
  4. Изучение буквенной символики.
  5. Складывание слогов.
  6. Чтение словами.

К достоинствам метода относится его широкое распространение — все родители проходили эти шаги в школе. Дети знакомятся с фонетикой, легче усваивают грамматику и орфографию. Из-за чувствительности к звукам реже встречаются пропуски и перестановки букв при написании. Но часто дети пишут как слышат, что приводит к синтаксическим ошибкам.

Долгое время этот метод считался «естественным», он прекрасно подходит для детей с речевыми проблемами.

Используется для детей постарше — от 5 лет. Занятия требуют усидчивости и умственного напряжения, что ближе к школьному обучению, чем игровому.

Слоговое чтение

Эту методику разработала Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед. Основная единица в ее системе — не буква, а слог. Автор методики предлагает переходить к изучению буквосочетаний, как только ребенок освоил первые гласные буквы — а, о, у. Когда дошкольник научился соединять две гласных буквы, можно переходить к изучению согласных.

Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.

На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — букварь, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях

Буквосослагательные методики

Они предполагают изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение). При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию.

Методики обучения чтениюМонтессори

Известная методика — Монтессори, состоящая из трех этапов:

  • заучиваются буквы, при этом большое внимание уделяется их написанию и созданию из картона, пластилина, ткани;
  • умение слышать и выделять отдельные звуки, соотносить их с символьным представлением (нужно узнать звук и указать его букву);
  • шаг обучения, когда из букв и звуков складывают слова.

Плюсом методики является большое число пособий, которые существенно расширяют игровые возможности. Это же становится и минусом из-за высоких материальных затрат — игр требуется много и стоят они недешево. В результате использования такого подхода дети учатся читать без выделения слогов, делают это самостоятельно и «про себя». Еще один положительный момент — развитие мелкой моторики, так как в процессе используются самые разные материалы.

Нужно помнить, что классическая методика рассчитана на работу в группе. Этого недостатка лишена методика Ольги Соболевой, основанная на Монтессори. Она предполагает возможность работы с родителем или учителем «один на один», рассчитана на привитии любви к чтению. В обучении применяется специальный букварь.

Методика Ольги Соболевой

Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

В рамках своей методики автор свела к минимум большинство недостатков Монтессори-подхода, сохранив при этом основные достоинства:

  • Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
  • Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
  • Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».

Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Методики раннего развития и чтение целыми словами

Ярчайшим примером данного направления является методика глобального чтения Глена Домана. Она основывается на том, что ребенка с самого раннего возраста (сам автор рекомендует начинать в 3-6 месяцев) учат воспринимать образы слов, изображенных на карточках. Таким образом, изучение самих слов происходит параллельно с запоминанием их написания.

Методики обучения чтениюПрекрасно адаптировал и развил зарубежную методику Андрей Маниченко. Под его авторством вышло несколько книг, касающихся раннего развития детей. Кроме того, у родителей есть возможность приобрести готовые карточки Домана-Маниченко, разделенные на несколько наборов и снабженные описанием конкретных игр с ними.

Достоинствами данного метода являются:

  • Малыш учится читать практически с самого рождения.
  • Дети, обучаемые с помощью карточек, не только вскоре начинают читать, но и быстрее накапливают значительный словарный запас.
  • Ребенок практически сразу начитает понимать смысл прочитанного, его чтение бегло и выразительно.
  • В процессе игры тренируется зрительная и слуховая память ребенка, что будет заметно и в старшем возрасте.

Недостатки методики:

  • Чем старше ребенок, тем менее применима методика. Многие родители, опробовавшие ее, пришли к мнению, что после 2 лет она уже не оправдывает приложенные усилия, поскольку ребенку уже сложно дается запоминание необходимого объема информации.
  • Трудоемкость. Родителям необходимо подготовить огромное число карточек и регулярно многократно показывать их ребенку.
  • Трудности с освоением школьной программы. Недостаточно обучить малыша читать «по Доману», позже потребуются дополнительные занятия по фонетике.
  • Дети, научившиеся бегло читать целыми словами, делают ошибки чаще сверстников, обучаемых по иным методикам.
  • Кроха может привыкнуть к определенному шрифту и иметь сложности с прочтением знакомых слов, написанных иначе.

 

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»