Откуда берутся деньги: учим ребенка пониманию и обращению с деньгами
Деньги — одна из фундаментальных вещей в жизни каждого человека, но обращаться с ними многие учатся «между делом». Рассказываем. С чего начинать обучение финансовой грамотности, и в каком возрасте его стоит начинать.
Современные дети, даже такие маленькие, как дошкольники, рано сталкиваются с экономической жизнью как семьи, так и всего окружающего их общества. Они смотрят рекламу, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями на начальном уровне.
Финансовое воспитание детей дошкольного возраста – это необходимое новое направление, так финансовая сфера неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все,так, чтобы он был финансово грамотным.
Когда начинать обучение?
По данным исследований, дети формируют личную модель трат и накоплений уже к пятилетнему возрасту. Так что если не заложить основы финансовой грамотности в раннем детстве, то дальше у ребенка могут возникнуть с этим проблемы, а обращаться с деньгами и другими финансовыми инструментами приходится всю жизнь.
Подросткам — в 14–15 лет — стоит давать больше финансовой свободы и ответственности. К этому возрасту уже нужно определить для ребенка индивидуальный бюджет. И в случае если он, например, потратил все деньги за один день, позволить ему самому думать и решать, как быть. Но, конечно, подобную ситуацию нужно обсуждать, чтобы ребенок понимал, где ошибся.
Модель обучения финансовой грамотности
Вот примерный перечень вопросов, которые нужно изучить с ребёнком в игровой форме, быту и т.д.:
— что такое деньги, какие они бывают, откуда берутся;
— что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
— что такое карманные деньги;
— как планировать свои расходы;
— техника безопасности использования банковских карт.
Лучше всего обучать дошкольников с помощью игр, рассказов, сказок, мультфильмов.
Что такое деньги
Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.
С малышами можно начать с простого:
- Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.
Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.
Откуда берутся деньги?
Если ребёнок начинает задавать вопросы про деньги, значит, он готов узнать про это больше. Чаще всего это происходит около 3-х лет. Объясните: родители работают на работе, делают важное дело, им дают деньги — или отправляют на банковскую карту, откуда их можно взять. Вашему ребенку нужно знать, что в банкомате нет маленькой печатной машинки для денег. Банк похож на большую копилку, в которой вы храните свои деньги, пока не будете готовы их использовать. Можно рассказать, что когда вы потратите то, что находится на вашем счету, новое не появится до тех пор, пока ваш начальник не заплатит вам за вашу работу или вы сами не заработаете. Дети учатся понимать, что вы не можете покупать все, что хотите, с помощью волшебной карточки, и вам нужно постоянно делать выбор, как вы потратите свои деньги. Сейчас банковские карты появляются у детей с начальной школы, поэтому финансовая грамотность — то, чему приходится учить с довольно раннего возраста.
Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.
Зачем нужны деньги
- Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.
Для младших школьников подойдут игры посложнее:
Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.
Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?
В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.
Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет.
Как учить обращению с деньгами в разном возрасте
Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:
Дошкольный возраст (3–7 лет)
Отличать потребности от желаний
- Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.
- Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.
Тратить деньги с умом
- Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.
- Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Отличать потребности от желаний
- Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели.
- Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки.
- Научите вкладывать деньги. В подарок, какое-то доброе дело и т.д. Например, предлагайте отдать из своих карманных или подаренных средств некую сумму на общую поездку, подарок бабушке, покупку телевизора. Ребёнок будет ощущать свою значимость.
Тратить деньги с умом
- Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их.
- Создайте правила для накоплений.
- Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет.
Подростковый возраст (11–14 лет)
Отличать потребности от желаний
- Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети: читать отзывы, искать аналоги и т.д.
- Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.
Тратить деньги с умом
- Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру «Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте».
- Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.
- Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.
Юность (14–18 лет)
Отличать потребности от желаний
- Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа.
- Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.
- Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.
Тратить деньги с умом
- Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.
- 2.Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.