Как ребенку выучить таблицу умножения быстро и легко?
Знакомство школьников с умножением происходит в первом классе. В этот период дети узнают смысл действия и рассматривают некоторые конкретные случаи, решая их практическим методом. Чтобы ребенку было легко учить таблицу умножения, нужно выбрать для его обучения эффективный метод. Правильный выбор поможет сделать индивидуальный подход, ориентирование на особенности ребенка и его способности.
С чего начать?
Бывает, что ребенок недостаточно хорошо усвоил суть умножения в школе. В этом случае первые шаги будут направлены на заполнение этого пробела в знаниях. У детей в младшем школьном возрасте недостаточно развито пространственно-логическое мышление, поэтому все задачи решаются практически.
Например такие:
- На 3 тарелках лежит по 4 конфеты. Сколько всего конфет?
Конфеты можно разложить в настоящую посуду и посчитать или изобразить условие задачи в виде рисунка. Затем составить пример «4+4+4», который заменить умножением «4*3» (берем по 4 конфеты 3 раза).
- Во дворе 5 кошек. Сколько всего у них глаз?
Сравнивается написание «2+2+2+2+2» и «2*5». В каком случае запись занимает меньше места? Сколько выполняем действий? Как легче и быстрее найти ответ на вопрос?
Эти примеры позволяют понять, что умножение заменяет сложение одинаковых чисел. А если запомнить, какой получается результат в разных случаях, то можно быстро найти ответ на поставленный вопрос.
Таблица Пифагора
После объяснения смысла действия можно приступать к освоению таблицы Пифагора. Желательно для этого выбрать время, когда и «учитель», и «ученик» готовы к занятию. В противном случае процесс заучивания будет проходить медленно и с меньшей результативностью.
Можно сразу показать малышу готовую таблицу, объяснить принцип ее использования. Но будет лучше, если ребенок сам «создаст» ее. Для этого понадобится только сетка, в верхней строке которой и первом столбце проставлены цифры от 1 до 10. Все остальные ячейки будут заполняться по мере освоения примеров.
«Открытия»
- на 1: практическим методом находится произведение разных чисел на 1 и делается вывод, что получается то же самое число;
- 0 на число: сколько бы раз мы ни брали по 0, всегда получится 0;
- на 10: практическим методом делается вывод, что в этом случае нужно просто приписать 0 справа;
- на 2: одно число берется два раза;
- на 4: число удваивается дважды;
- на 5: результат заканчивается либо 0 (если умножали на четное число), либо 5 (второй множитель – нечетное число);
- на 9: сумма цифр в произведении равна 9, первая цифра на 1 меньше того числа, на которое умножали (9*5=45);
- однозначного числа на 11: к первому множителю приписывается такая же цифра (5*11=55).
Также могут узнать, что при умножении числа можно менять местами – результат не изменится.
Игровая методика
Игра – ведущая деятельность младшего школьника. Поэтому обучение должно происходить в игровой форме. Например, в виде путешествия по островам – ячейкам таблицы Пифагора. Или перераспределение ролей «учитель-ученик» (ребенок учит взрослого, объясняет ему то, что знает сам).
- «Тренажер». Участники по очереди вынимают из стопки карточки с примером (без ответа), читают, называют результат. Если число названо правильно, карточка остается у того, кто ее вытянул. Если нет – возвращается в стопку. Игра заканчивается, когда закончатся все карточки. Победит тот, у кого их больше.
- «Числа». Для игры понадобятся карточки с числами из таблицы Пифагора. Игроки по очереди вынимают карточку, читают про себя число, а затем называют пример, результат которого равен этому числу. Другие участники должны назвать это число. Кто называет, тот и забирает себе карточку.
- «Лото». У игроков – таблицы, в которых некоторые ячейки заполнены числами, и фишки. Участники по очереди вытягивают карточки с примерами из стопки, читают и называют результаты. Если число есть в таблице, его закрывают фишкой. Побеждает тот, у кого все числа в таблице будут закрыты.
С помощью игрушек
Ребенку очень интересно будет изучать умножение со своими игрушками. Главное, чтобы с их помощью иллюстрировалось само действие: при умножении 4 колесиков машины на 2 должно получиться именно 8 колес, а не каких-либо других предметов. Ведь умножение заменяет сложение одинаковых чисел. Идеально можно показать умножение на деталях ЛЕГО, взяв одну деталь за единицу.
На пальцах
- Посчитать пальцы, начиная слева, до числа, на которое умножается 9.
- Загнуть тот палец, на котором остановился счет. Например, при умножении на 6 сгибается шестой палец.
- Количество пальцев слева – это число десятков в ответе, справа – единиц. При сгибании шестого пальца слева остается 5 (это 50), справа – 4. Значит, 9*6=54.
Есть еще способ умножения на пальцах чисел 5 – 9, но он требует некоторых вычислительных навыков, поэтому для кого-то может показаться сложным.
- Мысленно пронумеровать пальцы обеих рук: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9.
- Соединить пальцы тех чисел, которые перемножаются. Первый множитель – палец левой руки, второй – правой. В данном случае будут соединяться указательный палец левой руки и безымянный – правой.
- Посчитать, сколько пальцев находится под соединенными – это число десятков (3 пальца – это 30).
- Посчитать количество «верхних» пальцев, включая соединенные, (слева – 4, справа – 3).
- Перемножить полученные числа (3*4=12).
- Сложить числа: 30+12=42. Следовательно, 6*7=42.
Конечно, второй способ несколько запутанный, но как игровой метод, применяемый для проверки умножения, будет очень даже интересен.
Еще несколько способов
- Интерактивные звуковые плакаты: дети путем многократного прослушивания запоминают результаты.
- Стихотворения и сказки: с их помощью лучше заучивать трудно запоминающиеся случаи, изучение всей таблицы с помощью этого метода может растянуться надолго.
- Онлайн – тренажеры: они позволят закрепить изученный материал.
- Карточки для закрепления пройденного, ведь если не повторять, то можно очень быстро забыть.
- Практические методы: при походе в магазин посчитать, сколько будет стоить 5 ручек; посчитать количество лапок у всех кошек во дворе и т.п.
Важно помнить, что в процессе освоения таблицы лучше всего использовать какой-то один метод. Например, при обучении с помощью игрушек не стоит прибегать к помощи пальцев, иначе ребенок просто запутается, а это снизит эффективность всех способов.
Также процесс учения должен быть систематическим и регулярным, иначе все изученное со временем забудется, а все усилия будут напрасными.
Нужно помнить!
- Выбранный метод не должен противоречить тому, который применяется в школе.
- В течение занятия нужно делать неоднократный перерыв для отдыха (каждые 10-15 минут), сменяя умственную деятельность физической (физминутка, подвижная игра).
- Длительность занятия определяется индивидуально в зависимости от состояния ребенка, его особенностей.
- Маленькому ребенку очень трудно усвоить за один подход очень большой объем, не стоит пытаться выучить всю таблицу за день.
- Если малыш не справляется с заданием – это признак его усталости и недостаточной мотивации. Криками и руганью можно только отбить у него желание учиться. Лучше перенести занятие на другое время.
- За любое, даже самое маленькое достижение нужно хвалить. Положительный эмоциональный фон повышает познавательный интерес и способствует лучшему запоминанию.
- Желательно превратить скучную процедуру зазубривания таблицы в игру, которая поможет выучить скучные примеры гораздо легче и быстрее.
- Если ребенок не может решить пример, нужно его «подтолкнуть» к нужному результату, но не подсказывать!
Такой подход не повысит познавательный интерес, а лишь увеличит тягу к финансовому поощрению.