20 словесных игр для детей — в чем польза, с какого возраста играть?
Словесной называется игра, заключающаяся в речевом взаимодействии игроков. Подобная игра не требует наличия материальных составляющих или приобретения какого-либо специального реквизита. Чтобы в нее играть, нужно лишь знать буквы русского алфавита. Словесная игра предоставляет детям огромное поле для творчества и самореализации. Педагоги отмечают, что процесс развития речи у детей наиболее бурно происходит именно в дошкольном возрасте — с трех до шести лет. Значительную роль в этом процессе играют родители.
Именно они способствуют обогащению словарного запаса своих детей. Конечно же, делать это желательно ненавязчиво в форме занимательной игры. Развивать детское мышление, фантазию, грамотность и существенно обогатить словарный запас ребенка позволяют словесные игры.
- Существенно пополнить свой словарный запас.
- Познакомиться с новыми понятиями.
- Активизировать процесс извлечения нужных слов из памяти.
- Развить внимание и логическое мышление.
Не секрет, что обучение и развитие детей результативней всего происходит в процессе игры. А ведь поиграть с ребенком в словесные игры можно где угодно – на улице, дома, в транспорте и даже в очереди к врачу. Для родителей такие игры настоящая находка, ведь увлечь ребенка поиском нового слова можно, не отвлекаясь от мытья посуды, готовки еды, глажки белья. И домашняя работа делается, и ребенок занят полезной игрой. В этой статье мы предложим вниманию родителей 20 словесных игр для детей дошкольного возраста.
10 речевых игр для детей 3-4 лет: как играть в слова с маленькими детьми
- Занятия с малышами начинать нужно с самых простых игр.
- Не забывайте хвалить ребенка, критика в данном случае не действует.
- Не затягивайте слишком надолго игру, малыш может утомиться и потерять к ней всяческий интерес.
Три года – это возраст, который является переломным. Ранее детство заканчивается, начинается дошкольный возраст. Ребенок вступает в самостоятельную жизнь. Он уже многое понимает, умеет и знает. Словесные игры призваны помочь ребенку поближе познакомиться с окружающими его предметами. Эти игры направлены на развитие внимания, мышления и воображения.
Словесная игра «Назови слово»
Первый игрок называет любое существительное. Например: ананас. Следующий игрок должен придумать и назвать слово, которое начинается на последнюю букву первого. В данном случае это буква «с». Игрок называет слово «Стол». Цепочка продолжается: лодка, аквариум, магазин, носок, компот, трава и т.д.
В ходе игры ребенок пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор, тренирует память, развивает логическое мышление. Родители должны во время игры пояснять ребенку значение незнакомых для него слов.
Детям постарше условия игры можно усложнить. Они могут называть не просто слова, а слова на определенную тематику. Например, названия городов: Москва, Архангельск, Киев, Вологда, Астрахань, Норильск и т.д.
Игра на проверку памяти «Место обитания»
Родитель задает вопрос: «Где живет рыбка?» Ребенок отвечает «В реке, в море, в пруду…» «А где живет птичка?» Ответ: «В лесу, на дереве, в скворечнике и т.д.» Эта игра для самых маленьких. В ходе игры родители могут рассказать ребенку стишок, короткую сказку о том или ином животном, птице.
Игра на логическое мышление
Суть игры заключается в продолжение предложения. Например: «Лимон кислый, а арбуз….», «Кошка мяукает, а собачка…..», «Трава зеленая, а море….», «Зимой мороз, а летом …..».
Знакомим ребенка с глаголами
Задаем вопрос: Что делает мама? Ответ: мама готовит, шьет, гладит, убирает, вышивает, стряпает и т.д.
Что делает папа? Папа работает, ведет машину, красит, ремонтирует, играет, пишет и т.д.
Что делает самолет? Самолет взлетает, летит, приземляется, гудит и т.д.
Что делает кошка? Кошка лакает молоко, мяукает, ловит мышей, мурлычет.
Определяем вкус
Яблоко – кисло-сладкое.
Лимон – кислый.
Перец – горький.
Банан – сладкий.
Лук – горький.
Игра «Назови четвертое слово»
Кровать – спать, стул – сидеть.
Книга – читать, тетрадь — ….
Пила – пилить, топор — ….
Песню – петь, танец — …..
Учитель – учит, врач — ….
Певец – поет, танцор — ….
Продолжи предложение
Родитель озвучивает начало предложения, а ребенок его заканчивает.
Тарелка стоит на ….
Котенок сидит на….
Ваза с цветами стоит на …
Мы сегодня пойдет гулять на….
Уронили мишку на….
Мама варит суп в …
Саша попал мячом в ….
Дети пошли в ….
Автобус едет по….
Ребята разошлись по….
Пароход плывет по….
Девочка пошла за….
Папа повернул за…
Игра «Верно – неверно?»
Ребенок должен определить, какое предложение верное, а какое нет.
На березе растут яблоки.
У козы есть рога.
Диван – это домашнее животное.
У кошки шесть лапок.
Собачка лает.
Воробей – это насекомое.
У слона есть хобот.
Петух снес яйцо.
Зубы нужно чистить сто раз в день.
В лесу растут грибы.
Игра «У кого, какой детеныш?»
У кошки – котенок.
У козы —
У собаки —
У курицы —
У волчицы —
У медведицы —
У белки —
У совы —
Игра « Поболтаем»
Ребенок должен уточнить, какие звуки издает то или иное животное, птица, насекомое.
Кошка – мяукает.
Петух —
Кукушка —
Соловей —
Гусь —
Коза —
Волк —
Корова —
Курица —
Комар —
Тигр —
Змея —
Утка —
Родители должны понимать, насколько важно развивать речь, память, мышление ребенка с самого раннего возраста. Игры со словами могут оказать в этом процессе огромную помощь. Кроме всего прочего, как показывает практика, эти несложные игры доставляют детям огромное удовольствие.
10 словесных игр для детей 5-6 лет — правила и польза
Игра «Один – много»
Смысл игры заключается в названии предмета во множественном числе. Например: стул – стулья, дом – дома, человек-люди, машина – машины, дерево – деревья и т.д.
Можно изменить задание на противоположное. То есть назвать слово в единственном числе. Например: собаки – собака, мячи – мяч, дома – дом. Затем, ребенку нужно объяснить, что существуют слова, которые не имеют единственного или множественного числа. Например: радио, молоко, брюки, грабли, обои и т.д.
Игра «Наоборот»
Ребенок должен придумать слово «наоборот» — противоположное по значению. Например: маленький – большой, высокий – низкий, теплый — холодный, темный – светлый и т.д.
Кто больше знает слов на определенную букву
Ребенок называет любую букву, и все игроки начинают придумывать слова, которые начинаются на эту букву. Например: буква «М». Слова: море, морковь, мотоблок, мотылек, масло, молоко, мышка, мука, мел. Слова называются по очереди. Выигрывает тот игрок, который назвал последнее слово.
Одно слово
Ребенок должен назвать одним словом группу определенных предметов. Например: юбка, пальто, кофта, свитер, брюки – одежда.
Кукла, машинка, кубики, неваляшка – игрушки. В продолжение игры можно наоборот «расшифровать» слово. Например: транспорт – машина, автобус, мотоцикл, поезд.
Фрукты: яблоко, груша, манго, киви, апельсин.
Школьные принадлежности: ручка, пенал, карандаш, учебники и т.д.
Отыщи лишнее слово
Ребенок должен назвать слово, которое не вписывается в логический ряд.
Например: банан, арбуз, василек, персик, дыня.
Пальто, куртка, брюки, диван, кофта, шапка.
Игра в ассоциацию
Взрослый называет любое слово и просит ребенка озвучить, что он представляет, когда его слышит.
Например: заяц – хвостик или длинные уши, зима – снег или мороз, море – вода или волны.
Попробуй, угадай
Ребенок задумывает слово, а мама (с помощью наводящих вопросов) должна попытаться его угадать. Затем можно поменяться местами – мама загадывает слово, а ребенок пытается его отгадать.
Игра «А они похожи»
Взрослый называет два слова и просит ребенка подумать, что у этих предметов есть общего. Например: Кактус и елка? Яблоко и солнце? Птица и самолет?
Игра «Летает — не летает»
Взрослый игрок просит ребенка быстро называть предметы, которые могут летать, а затем, которые не летают.
Например: Ведущий говорит «Летает» — ребенок называет: птица, ворона, бабочка, ракета, попугай, самолет.
Не летает – цветок, карандаш, кошка, машина, медведь и т.д.
По аналогии с предыдущей игрой можно предложить детям игру в съедобное – несъедобное, в горячее – холодное.
Аналогичные слова
Взрослый игрок называет слово и просит детей найти как можно больше ему аналогов. Например: портфель – сумка, дипломат, рюкзак, мешок и т.д.
Возможен противоположный вариант игры. Ведущий называет несколько слов и просит детей обозначить их одним словом.
Например: а, б, в, г, с – буквы. Стол, стул, шкаф, диван – мебель. Среда, суббота, понедельник – дни недели.
Играя с ребенком в словесные игры, родители должны постараться объективно оценить его индивидуальные особенности. Если ребенок слишком легко и быстро справляется с предложенным ему заданием, игру можно усложнить. Если он испытывает определенные трудности, желательно задержаться на простых играх. Не следует форсировать события, ребенку в первую очередь должно быть интересно. Речевые игры будут максимально полезны для ребенка, если он будет ощущать доброжелательность, поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Игра должна проходить в радостной атмосфере творчества, выдумки и фантазии.