vikaredaktor
Дата написания: 01.05.2018
Время на чтение: 11 мин

Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.

Подготовительная беседа

Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.

За совершение правильных поступков персонаж получает награду:

  • Бедный сапожник становится богатым (сказка «Маленькие человечки»).
  • Сын бедняка женится на принцессе (сказка «Кот в сапогах»).
  • Бедная трудолюбивая девушка получает завидного жениха («Крошечка-Хаврошечка», «Подарки феи»).

Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения сказочных событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»

Объяснение понятия «честь»

После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.

Плюсы
Дети рассуждают:

  1. Хороший ли это поступок?
  2. Можно ли обоих мальчиков считать виновными?
  3. Как могут поступить взрослые, узнав о драке? Почему?

После рассуждения, ребята знакомятся с самой историей, суть которой сводится к тому, что один мальчик обижал сестру другого, в результате чего завязалась драка. Когда мама узнала о поступке, она сказала, что брат поступил правильно – теперь все знают, что он может защитить сестру. Мама одобрила поведение сына, потому что он дрался за правильное дело.

После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.

В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.

Дети вспоминают, когда они слышали слово «честь»:

  1. Во время игры: честная игра – это игра по правилам, не соблюдать их – значит обмануть.
  2. Обещая что-то, дают честное слово.
  3. Когда говорят о чествовании победителей (это делают в знак уважения за хорошие поступки).

Дети играют

Значит, честь – это уважение окружающих, репутация человека. Ее можно сравнить с чистотой одежды: если человек старается вести себя правильно, то она чистая, на ней нет пятен. Неправильные поступки загрязняют одежду. Неприятно смотреть на человека в грязной рубахе, поэтому бесчестный человек подвергается осуждению и неприятию.

Плюсы
Честь – это доброе имя человека, уважение к нему со стороны окружающих за соблюдение норм морали, верность долгу, честность и справедливость. Если человек умеет держать слово, верен моральным принципам, помогает слабым в трудной ситуации, то его называют человеком чести. Потерять это качество несложно – достаточно совершить любой бесчестный проступок.

Объяснение понятия «достоинство»

У человека, поступающего в соответствии со своими убеждениями, постепенно формируется чувство собственного достоинства, которое проявляется в самоуважении, самодостаточности. Достоинство можно сравнить с одеждой человека – это его материализовавшиеся поступки и мысли: чем они правильнее и честнее, тем красивее наряд, тем комфортнее и увереннее человек себя в нем чувствует. Детям постарше можно сказать, что достоинство сродни словам «достоверный», «до 100 %» — человек имеет настоящие, подлинные качества.

Человек с чувством собственного достоинства уверен в своей внешности, силе, способностях, поэтому не будет опускаться до мести, подлости и мелочности, значит, может считаться достойной личностью. Достойным может стать каждый: необязательно быть богатым и знаменитым, чтобы поступать правильно. Такого человека распознать легко: он вежлив и предупредителен со всеми. При этом он не заискивает перед начальством и не снисходителен к тем, кто зависит от него. Достоинство позволяет оставаться человеком.

Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.

Разговор с подростком

Поговорив с подростком о чести и достоинстве, необходимо побеседовать и о том, как нужно себя вести, чтобы не запятнать репутацию:

  1. Спокойно отстаивать свое мнение, защищать свои интересы, не поддаваться на уговоры окружающих, если это идет вразрез с желаниями и моральными соображениями (когда подбивают на воровство, распитие алкоголя, курение).
  2. Ругань и мат оскверняют не только говорящего, но и слушающего; чтобы не терять достоинства, нужно следить за своими словами и контролировать действия.
  3. Следить за нормами поведения, стараться избегать конфликтных ситуаций, девушке – сохранять скромность, хранить девичью честь и достоинство с целью обезопасить себя от возможных негативных последствий.

Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.

Подростки

Плюсы
Нужно научиться уважать в первую очередь себя, и не поддаваться на провокации со стороны окружающих. Только так можно достичь внутренней гармонии и счастья.

Достойные люди в литературе

Примеров честных и достойных поступков в литературе много.

Для младших школьников подойдут:

  • Л.Пантелеев «Честное слово» — маленький мальчик смог сдержать слово, данное взрослым ребятам благодаря случайному прохожему.
  • С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» — незнакомый парень совершает смелый поступок, спасая девочку в пожаре.
  • С.Михалков «Три товарища» — пленные предпочли умереть, сохранив свою честь, вместо того, чтобы совершить предательство.
  • В.Железняков «Чучело» -Лена проявила себя достойно и смело, несмотря на угрозу стать изгоем в коллективе, пройдя с достоинством все испытания.
  • А.Лиханов «Мой генерал» — благородный и честный Антон Петрович учит своего внука, который оказывается ему неродным, сохранять достоинство в любой ситуации, относиться терпеливо к окружающим.

Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчик не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет уважение к себе со стороны своего друга и самоуважение.

Плюсы
С подростками можно обсудить такие произведения:

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — здесь противопоставляются Гринев – образец чести и порядочности – и Швабрин – грубый, эгоистичный человек, не имеющий совести.
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» — история о двух родных братьях, один из которых умер в ужасных муках, сохранив честь, а другой предпочел предательство.
  • Л.Н.Толстой «Война и мир» — герои по-разному проявляют честь и достоинство в испытаниях: Андрей Болконский отличился в Бородинском сражении, Наташа Ростова самоотверженно помогала раненым, а Пьер Безухов горел желанием избавиться от противника.
  • В.Каверин «Два капитана» — два порядочных капитана, один из которых смог доказать честное имя другого, пожертвовав личными отношениями.

Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.

Литература для подростков

Притча о Чести

Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:

Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся вверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда друзья спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно ответила:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником однажды, не встретится со мной уже никогда.

Честь и достоинство: примеры из истории

Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.

Примерами защиты чести можно считать:

  1. Дуэль Пушкина, защищающего честь жены, с Дантесом, закончилась трагично.
  2. Из-за обычной шутки в адрес Мартынова погиб во время дуэли Лермонтов.
  3. Дважды стрелялся на дуэли и Грибоедов с корнетом Якубовичем, ему повезло – он избежал смерти.
  4. Самураи в некоторых случаях, чтобы защитить свою честь, совершали харакири.
  5. Шли на самоубийство разорившиеся дворяне, некоторые военнопленные.

Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.

Минусы
Это период был серьезным испытанием для многих:

  • Хлеб и другие продукты выдавались по карточкам. Однажды мальчик увидел, что одна из женщин уронила карточку, украдкой поднял ее и получил дополнительную порцию хлеба. Радостный пришел он домой, но мама вместо того, чтобы похвалить, произнесла страшные слова: «Лучше бы ты умер». Она его любила, но понимала, что даже дети должны уметь отвечать за свои поступки. Лишив женщину карточки, он, вероятно, лишил ее жизни… Из этого мальчика вырос высоконравственный человек, ведь он на всю жизнь запомнил этот урок.
  • Еды было очень мало, поэтому люди стали есть кошек. Немногим удалось сохранить питомцев. Одна из хозяек рассказывала, что жили у них попугай и кот. Отдав последние зерна птичке, они уже не ждали чуда. Однажды они оставили клетку открытой в то время, когда в доме был кот. Когда вошли в комнату, то увидели в клетке кота…, который спал, обняв попугая. Именно этот момент позволили им понять, что животные порой бывают человечнее людей.

Вообще, честь – понятие относительное. Каждый понимает его по-своему, основываясь на свои моральные устои и принципы. Кто-то считает, что быть человеком чести, значит, в случае оскорбления отомстить обидчику, чтобы не прослыть «тряпкой» и «размазней». Для другого – это достойное поведение в случае назревающего конфликта: холодная, невозмутимая реакция в ответ на оскорбление. Ребенка нужно подвести к пониманию этих слов, а как себя вести потом он решит сам.

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»