Дыхательная гимнастика для детей 2-4 лет и старше — игры для лечения кашля и развития речи
Дыхательная гимнастика для детей входит в обязательный перечень упражнений для физического развития малышей в дошкольных учреждениях.
Частота и продолжительность дыхательных упражнений в этом случае может определяться индивидуально по рекомендации лечащего врача.
Польза дыхательной гимнастики для детей — почему упражнения полезно выполнять даже здоровому ребенку
Польза упражнений для нормализации дыхания колоссальна, гимнастика показана не только часто болеющим, но и здоровым детям для профилактики лор-заболеваний.
Основная причина хронических заболеваний нижних дыхательных путей у малолетних детей связана с недоразвитостью легочных структур, окончательно развитие завершается только к 5-6 годам.
Другая причина — ослабленный иммунитет.
- Улучшение носового дыхания.
- Усиление тонусы мышц легочной ткани.
- Нормализация кровообращения головного мозга.
- Усиление сопротивляемости организма к респираторным инфекциям.
- Укрепление мышечных структур брюшины.
Благодаря дыхательной гимнастике, улучшается восприимчивость головного мозга к новой информации, состав крови, увеличивается ремиссия при хронических заболеваниях нижних дыхательных отделов (ринофарингит, трахеит, бронхит, тонзиллит).
Глубокое полное дыхание ускоряет выведение токсических веществ, способствует скорейшему выздоровлению после пневмонии.
Видео: Дыхательная гимнастика для детей
Противопоказания к выполнению дыхательных упражнений с ребенком и предостережения
Дыхательная гимнастика оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы брюшины и легочной ткани, но и на средостение, сердце, сосуды.
- Сердечно-сосудистые заболевания.
- Острые респираторные инфекции с отеком носовых ходов, заложенностью носа.
- Острый синусит (гайморит, этмоидит).
- Тяжелые инфекционные заболевания (туберкулез, пневмония).
- Врожденные аномалии развития дыхательных путей (до устранения патологии).
С осторожностью необходимо выполнять упражнения детям с неврологическими расстройствами, нарушением мозгового кровообращения, на фоне органных патологий.
Цели занятий дыхательной гимнастикой с ребенком — как подготовить малыша к выполнению упражнений?
Основная цель занятий для дыхания у детей 2-4 лет — профилактика хронических заболеваний респираторного тракта. При систематическом проведении упражнений достигаются хорошие терапевтические результаты.
- Умение контролировать собственное психоэмоциональное состояние посредством дыхания.
- Насыщение крови кислородом, нормализация мозгового кровообращения.
- Коррекция здоровья: улучшение пищеварения, стабилизация функции сердечно-сосудистой системы, укрепление мышечных тканей.
- Профилактика рецидива респираторных инфекций у часто болеющих детей.
У здоровых малышей — курс лечения общий.
Подготовительные мероприятия
Если малыш абсолютно здоров, то особых требований к подготовке самого малыша не требуется, больше внимания следует уделить окружающей обстановке, одежде, педагогическому подходу.
Основными правилами являются:
- Тщательное проветривание комнаты перед занятиями.
- Занятия на улице возможны при теплой погоде (без ветра, мороза, дождя).
- Только удобная свободная одежда — элементы одежды не должны сковывать грудную клетку.
- Комплекс упражнений интересный, игры быстро сменяются, чтобы ребенок не потерял интерес.
Вводя дыхательную гимнастику в план занятий малышей 2-4 лет, нужно руководствоваться умеренностью. Сначала достаточно 5-10 минут в сутки, после время можно увеличивать до получаса.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей 2-4 лет дома — 9 лучших игр для дыхания
В помещении детского сада или дома можно применять следующие игровые элементы:
Текст песен должен включать как можно больше гласных букв, чтобы на выдохе ребенок долго распевал Аааа, Ээээ, Ююю, Уууу и далее.
Песенки помогают ребенку понять, что такое долгий выдох и глубокий вдох.
Вырезают 3-4 цветных бабочки, крепят их на нитки и развешивают на уровне глаз ребенка. После предлагают подуть так, чтобы они начали летать.
Упражнение помогает развить навык непрерывного выдоха. Во время выполнения щеки не должны раздуваться.
Упражнение проводят в течение 10-15 секунд и делают перерыв, чтобы у ребенка не кружилась голова.
Простой и доступный метод выработки резкого выдыхания ртом.
Ребенку следует предложить поиграть в мыльные пузыри (их можно купить, или сделать мыльный раствор самостоятельно), предложив дуть в трубочку для коктейля.
Сориентировать малыша на выдох можно при помощи коктейльной трубочки и воды.
Для интереса в воду можно добавить пенящийся краситель.
Можно подготовить специальные бумажные палочки с бахромой на конце, их внешний вид должен напоминать деревце или метелочки.
Нужно предложить ребенку стать ветерком, и дуть на изделие до полного выдыхания воздуха.
Воспитатель предлагает вдохнуть больше воздуха в грудь, широко раскрыв руки, чтобы превратиться в волшебный шарик.
Затем необходимо шарик «сдуть», произнося длительный звук Ффф и обнимая себя за плечи.
***
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
Педагог предлагает накачать воображаемое колесо от велосипеда, имитируя движение с насосом.
Рекомендуется глубоко вдохнуть, а на выдохе произносить звук «Ссс».
В таз с водой поместить бумажный или спичечный кораблик, встать напротив малыша и предложить ему дуть его в противоположную сторону.
Детей может быть несколько, как и корабликов. Игрой можно охватить всю семью.
Игра может имитировать день рождения игрушки, или просто какой-то тайный ритуал. Для начала зажигают свечу — и предлагают малышу затушить ее своим дыханием.
***
Дует Таня на свечу,
И я тоже так хочу!
Ежедневные кратковременные игры на дыхание внутри семьи помогают поставить речь и справиться с неуверенностью в себе.
Видео: Дыхательная гимнастика для детей
7 упражнений-игр дыхательной гимнастики для детей 2-4 лет, которые можно выполнять на прогулке
При выполнении упражнений на улице дети должны быть одеты по погоде.
Не следует проводить занятия при холодной и пасмурной погоде, а также в жару.
Популярными уличными дыхательными элементами являются:
Одного малыша ставят напротив группы (лучше выбрать самого активного, или стать обезьянкой взрослому самому) и просят изображать различные гримасы, сопровождая их гласными звуками А, О, У, И, Э. Дети, стоящие напротив, должны повторять и движения, и звуки.
Легкую бумагу или вату измельчают, помещают в пакет и по горсти выкидывают в воздух группе детей.
Основная задача — не дать снежинке из ваты или перышку из бумаги упасть при помощи дыхания.
Стишки должны включать потягивания кверху, покачивания, вдох на напряжении и выдох при расслаблении.
Среди таких стишков выделяют «Ветерок» и другие тематические четверостишия.
***
«У-у-у-у-у…» (чередовать любые гласные)
Так завывает ветер
То в поле, то в трубе.
А ну-ка ты попробуй:
Удастся ли тебе?
***
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят:
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
Еще один эффективный тип упражнений. Например, малыш рассказывает, что он любит, — и сопровождает действием (люблю играть в футбол — пинает мяч, люблю готовить кушать — помешивать ложкой и так далее).
Необходимо научить детей вдыхать аромат цветов, правильно нюхать. При этом сначала глубоко вдыхать носом при закрытом рте, а потом — выдувать воздух на бутон.
***
Ромашки нюхает Катюшка,
Их так много на опушке.
***
Пришли в цветочный магазин
Алёнка, Маша и Василий.
Вдохнули нежный аромат
Сирени, хризантем и лилий.
Встать с малышом и другими детьми в паровозик — и ходить по кругу, приговаривая «я паровозик – чух-чух-чух», и далее по любой рифме.
Суть в том, чтобы постепенно наращивать темп движений и дыхания.
Упражнения на улице обязательно должны включать бег, активные игры.
Родители и воспитатели должны знать, что во время игры на улице улучшается память, дети лучше запоминают даже сложные стихотворения.