Что такое хорошо и что такое плохо: нравственное воспитание дошкольников
Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.
Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.
Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду прежде, всего конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.
Рассмотрим на примерах:
- Девочка пошла с родителями в гости и там отказалась выполнить просьбу пожилой хозяйки дома, нагрубила ей. Поступок дочеридома был осужден: она вела себя невежливо по отношению к старому человеку; маме и папе было неловко, стыдно… Но при этом родители не забыли сказать, что они знают: дочь на самом деле совсем другая — добрая, старательная, помогает маме. Эти родители поступили правильно; мимо дурного проходить нельзя, но нельзя на основании одного поступка оценивать личность в целом. Справедливо ли было назвать девочку лентяйкой и грубиянкой?
Задумывайтесь над причинами, побудившими детей поступить так, а не иначе, не спешите с приговором: быть может, найдутся смягчающие вину обстоятельства.
2. Оля отказалась дать своей подружке покататься на велосипеде. Правильно ли сказать ей: «Ты — жадина»? Нет, Оля как раз очень добрая девочка. Но не будем предъявлять слишком высокие требования к ней. Слишком долго она ждала того дня, когда мама разрешит ей, наконец, с наступлением теплых дней вынести велосипед на улицу. Очень уж велико было у Оли желание самой покататься на нем!
3. Малышу говорят: «Какой ты врун! Лгать нехорошо!» А Саша вовсе не солгал, он очень ловко придумал, как они ездили с детским садом в цирк. И эта фантазия была рождена стремлением выдать желаемое за реальное.
И когда вы собираетесь похвалить ребенка, постарайтесь учесть мотивы, которые двигали им.
4. Вот Вова, всегда такой эгоистичный, сейчас охотно, без ссор и конфликтов отдает Вите свой подъемный кран. Но, оказывается, сделал он это небескорыстно: потребовал в обмен на игрушку конфету. За что же его хвалить?
Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Антон — хороший мальчик», «Коля хорошо поступил» — такие оценки, конечно, обрадуют малышей. Но почему их хвалят, дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобные оценки малоэффективны.
Выполнял ли ребенок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чем нужно помочь старшим, пожалел ли маленького — во всех этих случаях постарайтесь понять, действовал ли ребенок с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился, выполнял ли установленные требования по отношению к сверстникам и взрослым. Вот почему, оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец», «хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще недостает.
5. Митя правильно сделал, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату.
Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка.
Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.
Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.
Как быть с непослушным ребенком
Нравственное воспитание предполагает, что у детей постепенно накапливается положительный опыт, а возникновение отрицательных качеств личности, в частности эгоизма и себялюбия, предупреждается.
Капризы и упрямство вовсе не неизбежны: если взрослым вовремя удается улавливать происходящие перемены (возрастающая самостоятельность ребенка, стремление проявить себя, свою волю), особых трудностей в воспитании может и не быть.
Но с капризами, упрямством, непослушанием детей многим родителям приходится сталкиваться постоянно. Тогда уж надо задуматься о том, что же упущено в воспитании, почему ребенок не желает делать различие между тем, что хорошо, а что плохо, почему он намеренно ведет себя наперекор правилам.
Как же научить детей быть послушными? Постарайтесь как можно раньше выработать привычку выполнять требование, которое выражается словом «нельзя». Такое требование становится эффективным регулятором поведения малыша, если взрослые, например, просто прекращают его нежелательные действия, запрещают их. Когда слово «нельзя» всякий раз подкрепляется остановкой нежелательных действий, ребенок со временем убеждается, что упорствовать бесполезно. Так постепенно его начинает останавливать сам словесный запрет.
Конечно, поначалу это может вызвать у ребенка, в поведении которого замечается проявление капризов, отрицательную реакцию — он умышленно не подчиняется тому, что говорит взрослый, и старается делать все наоборот. Через некоторое время такое состояние у ребенка проходит. Повторное предъявление ему того же правила, которому он недавно сопротивлялся, дает положительный результат.
Помните, что послушание маленьких детей не отмечается устойчивостью и последовательностью. Решающее условие преодоления капризов — постоянство требований со стороны окружающих, доведение их до конца. Если же запреты чередуются с разрешениями, не стоит удивляться тому, что ребенок не выполняет правил, предъявляемых матерью, отцом, бабушкой, педагогом.
Легче добиваться от ребенка соблюдения принятых в доме (и в детском саду) правил поведения в такие моменты, когда у него хорошее настроение. В таких случаях дети проявляют большую готовность сделать все, что нужно.
И наверное, не требует особых доказательств мысль: легче воспитывать тогда, когда соблюдение установленных правил («можно», «нельзя») не просто означает для ребенка подчинение воле взрослых, а прежде всего связано с достижением какого-либо приятного результата. Очень хочется; например, получить одобрение от взрослого. Это и побуждает малыша поступать хорошо, а действий, нежелательных с точки зрения окружающих, не совершать. Постепенно ребенок начинает поступать хорошо не только ради одобрения, но и потому, что видит: это приятно для окружающих.
Иногда некоторые родители злоупотребляют запретами
Вспомним, что А.С. Макаренко призывал в воспитании «найти чувство меры между активностью и тормозами». Неокрепшая нервная система малыша, защищаясь от бесконечных затруднений, со временем начинает давать лишь негативные реакции, и дети становятся непослушными, капризными, упрямыми. Это обязывает взрослых отказываться от прямых запретов во всех случаях, когда есть возможность объяснить ребенку отрицательные последствия его непослушания.
И конечно, запрещая одно, надо непременно направлять деятельность ребенка на другое, удовлетворяя его потребность в разнообразной деятельности: принимать участие в игре, привлекать к выполнению трудовых поручений, вместе с ребенком строить, мастерить, ремонтировать игрушки.
Нередко причиной непослушания детей старшего дошкольного возраста оказывается чрезмерный контроль со стороны взрослых. Конечно, контроль необходим, но некоторые родители превращают его в систему строгой регламентации буквально всех действий ребенка. Это сковывает самостоятельность, инициативу детей. Ребенок в таком случае вынужден делать только то, что ему укажут, а это противоречит естественной тенденции к активности, независимости от взрослых, к самоутверждению. Следует по возможности расширять рамки дозволенного, больше полагаться на вами же воспитанную сознательность ребенка.
Иногда приходится встречаться со случаями, когда даже здоровые, спокойные, послушные дети начинают капризничать. Причиной таких капризов может быть нарушение режима, обилие сильных разнообразных впечатлений, недомогание. В таких случаях настойчивые требования взрослых могут принести только вред. Нужна особая чуткость в обращении с детьми, которые часто болеют. Когда они начинают упрямо настаивать на чем-то, постарайтесь переключить их внимание на другое, занять чем-нибудь интересным.
Если родителям удается поддерживать нормальный образ жизни ребенка, наладив режим, установив с малышом доброжелательные и вместе с тем требовательные взаимоотношения, интересно организовав всю его жизнедеятельность, то причины возникновения капризов и непослушания будут устранены.
С кого ребенку брать пример
Как известно, нравственный идеал любого цивилизованного общества связан с представлением о гармонической, всесторонне развитой личности, обладающей всеми возможностями для неограниченного духовного, нравственного и физического развития.
Но как донести этот идеал до ребенка-дошкольника? Очевидно, он нуждается в конкретном примере. Поэтому так важно учить малыша видеть в близких и «далеких» людях черты, которые отвечают нашим представлениям о человеческом идеале. И не только видеть — действовать соответственно.
Дети 4 — 7 лет легко подражают как своим идеалам и близким людям — отцу, матери, старшим братьям и сестрам, так и тем, о ком они узнают из книг, фильмов, из рассказов родителей и воспитателей.
3адача взрослых — уметь проникнуть во внутренний мир ребенка, пробудить в нем желание и потребность действовать подобно тем, кто несет в себе положительные качества и черты. Это и значит верно направить нравственное развитие ребенка. Очень важно, чтобы дети научились ценить и уважать в людях умение хорошо трудиться на пользу своей семье и Родине, готовность пойти на подвиг. А яркие примеры, понятные малышам, найдет каждый.
Поначалу ребенок стремится брать пример с человека, чем-то походить на него просто потому, что он любит его. Постепенно ребенок начинает подражать взрослому потому, что он и знает больше, и все умеет. Родители должны постараться не разрушать представление ребенка о себе как о людях трудолюбивых, добрых, справедливых. Помните, что ваш пример особенно действует на детей потому, что они вас любят, уважают, верят вам. Понятен и близок малышам пример положительных героев из детских книжек. Окружающая жизнь дает много возможностей рассказать ребенку о замечательных людях.
У старших дошкольников внешняя подражательность (привлекательность и доступность образа) начинает отступать на второй план. Примером, который захватывает воображение ребенка и вызывает желание подражать, постепенно становится тот, кто в чем-то близок к складывающемуся у него представлению об идеале человека.
Взрослые, конечно, неоднократно замечали, как тот или иной образ героя захватывает воображение ребенка. Он готов многократно слушать такие рассказы, стараясь при этом не проронить ни слова. Влияние положительного примера, соответствующего представлению дошкольников их «идеалу», будет эффективнее тогда, когда родители воздействуют и на сознание, и на чувства детей, когда им удается возбудить у ребят стремление быть похожими на увлекший их идеал.
Главное — поддерживать и развивать интерес детей к положительным примерам, любимым героям, воспитывать правильное отношение к ним. Но вместе с тем надо помочь ребенку увидеть и свои недостатки в поведении, в отношении к сверстникам и окружающим, вызвать у него желание исправить их. Следует поощрять попытки ребенка заинтересовать своих друзей избранным положительным примером, стремление следовать своему герою в игре, и не только в игре.
Хорошо, если взрослым удается в доступной для ребенка форме, говоря об увлекших его героях, раскрыть нравственную основу поступков, действий, подвигов, совершаемых людьми. Тогда на этой основе можно развивать у ребенка определенные нравственные представления, чувства и качества личности.
Важно также оказывать влияние на правильный выбор ребенком образца, героя, которому он начинает следовать в своих поступках, поведении. При этом взрослые руководствуются, во-первых, тем, чтобы избранный пример был только положительным, во-вторых, тем, чтобы он вызывал ответное активное стремление ребенка действовать, подражать ему.
Значит, когда мы говорим о воспитательном влиянии примера литературного героя, людей, жизнь и деятельность которых протекает на глазах детей, то имеем в виду, что они помогают ребенку вырабатывать такие качества, которые его восхищают. Воспитательная сила примера-идеала, основанная на признании ребенком его достоинств, состоит прежде всего в том, что ребенок добровольно и радостно подчиняется хорошему влиянию. Это в значительной степени облегчает родителям возможность воздействовать на него, не вызывая сопротивления малыша. Подражая любимому герою, ребенку легче овладеть общепринятыми нормами поведения.