Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Содержание статьи:
Ребенок пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой достаточно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и силы, которые можно было бы потратить на другое, более интересное занятие?
Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот здесь без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют значение учебы.
Учиться, чтобы жить хорошо
Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:
- «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
- «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
- «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».
- Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
- Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
- Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».
Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»
Учиться, чтобы развиваться
И вот здесь можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Абсолютно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и разговаривать, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть ребенок перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жизни. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле досталось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не падая, научился не за один день).
Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально жить:
- Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
- Поддерживают физическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
- Речь позволяет понимать друг друга и т.п.
Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в современном обществе:
- Прочитать инструкцию к прибору.
- Написать письмо другу.
- Расплатиться за покупки в магазине.
- Выбрать интересный город для отдыха.
- Найти место жительства знакомых по адресу и т.п.
Без них очень сложно будет ориентироваться в мире. Получить эти навыки поможет учеба.
Подросткам можно объяснить значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:
- Самодисциплина.
- Ответственность.
- Грамотность.
- Работоспособность.
- Самостоятельность.
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Культурность.
- Умение производить все мыслительные операции.
Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как следствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.
Понять смысл учебы поможет также личный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много зарабатываю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Важнее – успешность, которая приведет к гармонии.
Мотивирование к учебе
Чтобы школьнику было учиться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет необходимость этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, действуя наедине с педагогом.
- Собственным примером показывать, что узнавать что-то новое – это интересно.
Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для занятий пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и инструкции к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».
Родители поделились на 4 группы: запрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие инструкции детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).
Через время психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Результаты показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низкий уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить следующее правило.
- Позволять проявлять самостоятельность, если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подпишет тетрадь, заполнит дневник.
- Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Сегодня у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
- Адекватно загружать. У каждого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не нужно заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут способствовать появлению негативного отношения к учебе.
- Спрашивать о школьных успехах, жизни в коллективе. Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
- Рассказывать о своих неудачах и успехах, советоваться. Хорошие отношения с родителями – залог спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.
Роль семьи в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если предмет преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать интерес к нему у ребенка.
С другой стороны, даже усиленное влияние учителя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старания педагога.
- При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
- Ругать детей за плохие отметки и нарушение дисциплины.
- Игнорировать учебный процесс.
Лучшие родители – это те, которые поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в период неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.