Полезные развивающие и веселые игры для небольшой компании детей 3-4 лет
Основной вид деятельности ребенка 3-4 лет – это игра. Через нее малыш получает умения и навыки, которые понадобятся ему в дальнейшем. Чтобы малыш легко освоил необходимые правила поведения в обществе и изучил окружающий мир, нужно с ним играть. С этой целью для небольшой компании ребятишек подбирают развивающие игры – и весело, и полезно!
Игры на развитие внимания
Внимание – важная составляющая любого вида деятельности. Малышам очень сложно сконцентрировать свои мысли на каком-то одном предмете – их внимание с легкостью перескакивает с одного предмета на другой. В результате они не слышат, что говорят взрослые и пропускают много важной информации, необходимой для выполнения заданий.
Поэтому целенаправленное внимание нужно развивать, этому способствуют такие игры:
- «Кто быстрее назовет»
Реквизит: карточки с яркими реалистичными карточками – изображениями понятных для детей предметов (посуда, мебель, животные, растения).
Ведущий показывает детям карточку и дает время на раздумье. Затем дает сигнал: «Раз, два, три (пауза) – назови!» Дети должны вслух произнести название предмета. Кто первым назовет правильное слово, тот получает знак отличия – карточку, значок.
- «Покажи»
Реквизит: парные карточки с реалистичным изображением понятных для ребенка предметов, разложенные на столике.
Дети становятся вокруг стола. Ведущий произносит название любого изображения. Задача детей – как можно быстрее указать на него пальчиком. Тот, кто показал правильно первым, получает картинку. Игроки, получившие карточки, становятся судьями, следящими за процессом игры и определяющими победителя. Такой метод позволяет детям освоить правила и развивать у них самостоятельность, умение принимать решение. Кроме этого, в игре не будет проигравших, значит, обиженных детей тоже не будет.
- «Прятки»
Реквизит: мягкие игрушки по количеству детей.
Каждый ребенок выбирает себе игрушку и рассказывает, что ему в этой игрушке нравится больше всего. Это делается для того, чтобы у малыша в сознании образ игрушки был ярким. Затем дети отворачиваются к стене, а ведущий прячет игрушки в комнате среди других вещей. По сигналу ребята начинают искать свою игрушку. Кто находит – тот побеждает. С помощью этой игры у детей развивается устойчивое внимание и умение удерживать в голове определенную цель, не отвлекаясь на другие.
Игры на развитие восприятия формы
Детям нравятся игрушки, любимую вещь они будут переносить с места на место, зажимать в руке, производить манипуляции. Но при этом воспринимать форму и выделять ее особенности они не научатся.
Освоить способы осязательного обследования формы можно с помощью игр:
- «Подарок»
Реквизит: мягкие игрушки разной формы.
Все дети любят получать подарки, поэтому Винни-Пух (или любой другой персонаж) решил сделать сюрприз – прислал мешок, полный игрушек! Дети становятся в круг, ведущий подходит к каждому по очереди и предлагает отгадать, что лежит в мешке. Ребенок просовывает руку в мешок, ощупывает игрушку и называет ее. Если он называет правильно, то игрушка переходит к нему, если ошибается – остается в мешке. Когда все дети получат подарки, их можно вернуть в мешок и снова провести игру.
- «Угадай, что это»
Реквизит: знакомые детям твердые предметы (кубик, шарик, ложка, книга).
Одному участнику завязывают шарфом глаза и предлагают на ощупь отгадать название игрушки. Другие дети будут судьями – они хлопают, если предмет назван верно, и топают – если неверно.
Игры на развитие мышления и логики
- «Веселый паровозик»
Дети должны в вагончики – коробки загрузить игрушки нужного цвета или размера: в первом вагоне едут большие красные игрушки, во втором – маленькие зеленые. Усложнить игру можно, называя признаки предмета (большой, круглый, резиновый). Ребенок, догадавшийся первым, о чем идет речь (мяч), получает право погрузить этот предмет в вагон.
- «Собери машину»
Реквизит: детали конструктора.
Дети собирают машинку из конструктора. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает. Можно победителя выбирать по количеству используемых деталей.
- «Собери пирамидку»
Дети делятся на 2 группы и собирают пирамидку на скорость.
- «Собери фигуры по цвету»
Реквизит: разноцветные фигуры разной формы.
Дети собирают нужные фигуры в зависимости от цвета конверта или рисунка на нем: например, в конверт с треугольником, они собирают треугольники, а в желтый конверт они собирают все фигуры желтого цвета любой формы.
Игры на развитие чувства ритма
- «Дождик»
Дети говорят, как капает дождик: может идти быстро или медленно, капать сильно или тихо, почти незаметно. Ведущий предлагает показать, как капает небольшой дождик: он произносит: «Ка-а-ап» и пальцем медленно проводит вниз, постукивая по столу. Дети повторяют за ним. Потом дождь становится сильнее, слово произносится быстрее, пальцы постукивают по столу немного громче. После этого дождь превращается в ливень: «Кап-кап-кап», быстро стучат пальцами по столу. Затем дождь начинает стихать.
- «Музыкант»
Реквизит: барабан, свисток, маракасы, треугольник, трещотка, ложки, при отсутствии таковых можно взять небольшие пластиковые бутылочки, в которых засыпаны мелкие камешки.
Ведущий устанавливает ритм, дети маршируют так, чтобы каждый шаг совпадал со звуком инструмента. Постепенно ритм ускоряется, затем – сбавляется. Чередовать темп можно несколько раз. Детям очень нравится шуметь и двигаться, поэтому игра для них будет очень веселой.
Игры на развитие памяти
- «Прогулка»
Все дети выстраиваются вдоль одной линии. Они выходят на прогулку, называя на каждый шаг предмет, который есть в комнате. Кто сможет пройти до конца маршрута и не повториться, тот и побеждает.
На основе этой игры можно провести конкурс. На разных концах маршрута (длина 7-8 шагов) становятся 2 участника. Они идут навстречу друг другу, называя на каждый шаг по очереди названия животных (или растений). Если ребенок в течение нескольких минут не может назвать слово, он пропускает ход. Когда дети встретятся, смотрят, кто прошел большее расстояние – тот и выиграл.
- «Где предмет»
На 3-4 стульчика усаживают игрушки. Дети запоминают расположение игрушек, а потом отворачиваются. Ведущий меняет любые 2 игрушки местами. Участники определяют, какие игрушки находятся не на своих местах. Кто догадается первым, становится ведущим.
Подвижные игры
Направлены на развитие быстроты, ловкости, координации движений.
- «Городки»
Из кубиков сначала строится башня. Дети по очереди кидают пластмассовую кеглю, стараясь разрушить ее полностью. Постепенно игра усложняется: увеличивается количество башен, сложность их форм.
- «Снежки»
Дети с определенного расстояния стараются попасть снежком (мягким мячом) в круг – обруч, лежащий на полу. Снежки можно закидывать в корзину, стараясь попадать как можно чаще.
- «Болото»
Пройти нужное расстояние, передвигаясь с кочки на кочку (бумажные островки).
- «Кот и мыши»
Один ребенок – кот, остальные – мыши. Кот должен словить как можно больше мышей. Задача мышек – не попасть в лапы к коту.
Творческие игры
- «Угадай действие»
Ведущий жестами показывает любое действие, а дети отгадывают. Потом ребенок становится ведущим и показывает действия. Затем действие усложняется – ведущий показывает несколько действий.
- «Театр»
Дети, переодевшись, инсценируют простую сказку («Репку», «Теремок», «Колобок»). После нескольких репетиций можно показать настоящий спектакль, пригласив в качестве зрителей родителей. Приглашения дети могут раскрасить сами, оставив на них свои автографы – отпечатки ладошек.