Наталья
Дата написания: 22.11.2021
Время на чтение: 14 мин

Как научить ребенка писать сочинения

Изображение записи

К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но задача родителей.

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение— один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

Требования к сочинениям

Для того чтобы научить ребенка писать сочинения, необходимо знать все требования, которые должны учитываться при написании.

Основные требования к написанию сочинений:

  • Ребенок должен уметь анализировать факты для того, чтобы написать грамотное сочинение;
  • Ребенку необходимо уметь анализировать и синтезировать информацию;
  • Выбор темы и жанра может осуществляться ребенком;
  • Необходимо уметь составлять план сочинения;
  • Сочинение должно быть написано на основе составленного заранее плана;
  • Орфография и пунктуация должны соблюдаться.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

К разному возрасту разный подход

С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.

Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.

Как научить ребенка писать сочиненияТак, в 1 классе для проведения сочинений не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается или определяется содержанием читаемых произведений.

Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводится элемент описания. Устная подготовка сочинений во 2 классе несколько сокращается. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает.

В 3 классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся описания единичных предметов и несложных действий. Также появляется новый вид работы – сочинение с элементами рассуждения. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях, на умении делать выводы, доказывать выдвинутые положения.

Каждому сочинению предшествуют разнообразные упражнения со словом и предложением.

Цель этих упражнений – способствовать усвоению запаса слов по теме сочинения или рассказа, совершенствовать умения правильно строить предложения и связный текст . Рассмотрим этапы работы над сочинением.

Сбор материала

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, и что волнует тебя. Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: детство, школьные годы, семья, игры и труд, радости и печали.

Следовательно, в дополнение к опыту жизни, необходимо организовывать новый опыт специально. Подготовку к сочинению нужно начинать за несколько дней до самого написания во внеурочное время, на экскурсиях, прогулках.

Прежде всего, родитель должен помочь определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь ребенка, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Например, перед написанием сочинения «Ранняя весна» следует провести экскурсию в парке или во дворе школы. Во время экскурсии необходимо присмотреться к тому, какая погода весной: какое небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; прислушаться к голосу птиц. Следует направлять внимание учащихся от одного объекта к другому, помогать детям найти нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину весеннего дня. Тут же записать свои «слова – находки». Следующим этапом нужно поискать сравнения, отвечая на вопросы: С чем можно сравнить мартовское небо? На что похожи деревья? Каков весенний воздух?

Пополнить словарный запас для написания сочинений также помогает использование художественной литературы. Можно выписать из художественных произведений особо понравившиеся описания природы, явлений.

Например: По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Всё теплее и краше с каждым днём весна. На пригреве в лесу распустились веточки ивы – шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи.

Экскурсия — не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Однако, нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Богатый материал для развития речи дает учебный процесс: окружающий мир, технология, математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Накопление материала в значительной степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино и мультфильмам, рассматривание картинок в книге. Это и будет накоплением материала. Таким образом, подготовительный сбор материала – важная работа перед написанием сочинения.

Составление плана

Важно: все сочинения составляются по плану. Составить план – значит глубоко осознать тему сочинения, его Как научить ребенка писать сочинениясодержание, порядок мыслей. Эта работа требует напряженной мыслительной деятельности и некоторого навыка. Работу над составлением плана необходимо начинать с самых элементарных заданий, показать важность составления плана. С этой целью можно дать готовый план сочинения, но с нарушением последовательности событий. Также можно учить детей составлять план на примере прочитанных рассказов, пересказывать их по плану, составлять картинные планы (по серии картинок).

План имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Этот прием помогает детям понять его значение. И школьники осознают, если составлен хороший план, то это 90 % успеха. Но, если учителю давать детям готовый план – это значит лишить их самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, воспитывать у детей неуверенность в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.

Реализация

Реализация подготовленного – это словесное, речевое оформление сочинения. Написание самого сочинения, его совершенствование, самопроверка, включение орфографической зоркости. Сочинение — подведение итога длительной творческой работы.

Редактирование

Важным этапом работы над сочинением является работа по его редактированию. После того, как ребенок написал сочинение, нужно его проверить, дать рекомендации по орфографии, пунктуации, речевым ошибкам.

Как научить писать сочинения подростка

Как научить ребенка писать сочиненияЭтап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание. Часто бывает, что ребенок пишет вроде бы изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но оценивают его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ребенок описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха».  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Этап 3. Составляем план сочинения

План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках: книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Можно использовать приемы: таблица, кластер, вопросы и т.д. В первом случае информацию систематизируют и заполняют ею таблицу. Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Для работы по вопросам можно воспользоваться составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», можно заполнить анкету:

  • Как зовут твоего друга?
  • Где вы с ним познакомились?
  • Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  • Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  • Какое у твоего друга хобби?
  • Как вы любите проводить время? И т.д.

Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения. Пишем на черновик.

Анализ сочинений

Ребенок не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ, выявлять не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего.

 

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»