Как помочь ребенку начать читать быстро и правильно — методика улучшения техники чтения

Чтение – это сложный процесс, задействующий речь, слух и зрение, способствующий развитию мыслительной деятельности. Этот навык позволит ребенку узнать многое, и от него зависит успеваемость будущего школьника: чем лучше он читает, тем легче ему понять материал. Поэтому развивать беглость и правильность чтения нужно обязательно.

Техника чтения

Процесс чтения имеет 2 составляющие:

  • Техническая – умение быстро и правильно читать.
  • Смысловая – понимание прочитанного.

Для проверки техники чтения детям предлагают в течение минуты читать вслух незнакомый текст. В это время педагог анализирует качество чтения (скорость, правильность, выразительность). Затем ученику предлагают ответить на пару вопросов, чтобы определить, насколько он осознал прочитанное. Непродуктивными способами считаются побуквенное или отрывистое слоговое чтение, а продуктивными – плавное слоговое или целыми словами.

Если не улучшить качество чтения, то ученику в дальнейшем будет сложно усваивать большие объемы материала. Ведь с каждым годом ученику задается все больше устных заданий на дом. Чтобы усвоить материал, его нужно прочитать 2-3 раза. Чем лучше читательские способности, тем быстрее ребенок справится с заданием, выполнит письменные работы и будет отдыхать. Плохо читающий ребенок, скорее всего не станет выполнять задание, которое займет слишком много времени.

Вполне возможно, что ребенок ошибался и путался из-за волнения и страха. Поэтому стоит проверить технику еще раз в привычных условиях (например, дома). Если повторно были получены низкие показатели, следует разобраться, почему малыш читает плохо.

Причины плохого качества чтения

На низкий уровень техники чтения могут влиять следующие причины:

  • Плохая память, приводящая к потере мысли, непониманию текста и снижению интереса к чтению.
  • Сложные труднопроизносимые слова.
  • Невнимательность, отвлеченность.
  • Низкий угол зрения: ребенок видит слово частями, от этого ему трудно воспринимать его.
  • Слабое ориентирование в тексте, возвращение к прочитанным строчкам, словам.
  • Неинтересная литература.

Мальчик рассматривает картинки

Следует обратить внимание на его психическое и физическое развитие, болезни и окружающую обстановку. Также развитию читательской способности может мешать боязнь ошибиться или низкая самооценка, отсутствие интереса.

Развитие техники чтения

Осознав причину некачественного чтения, необходимо ее устранить и направить все силы на помощь ребенку.

Помочь улучшить технику чтения ребенка помогут такие правила:

  1. Завлечь интересными книгами, содержание которых соответствует пожеланиям ученика.
  2. Использовать игровые методы для развития памяти, внимания, навыка чтения.
  3. Ввести ежедневные «минутки» чтения (читать любую литературу не менее получаса).
  4. Прививать любовь к чтению собственным примером.
  5. Постоянно мотивировать малыша, повторяя, что он сможет добиться хороших результатов, негативная мотивация («Если не будешь читать, то …») не способствует развитию познавательного интереса.
  6. Заниматься в соответствии с особенностями индивидуального ребенка, не сравнивая его с другими.

Не нужно торопиться достичь как можно больших результатов в короткий срок. Это чревато нервным срывом и заниженной самооценкой в случае недостижения цели, а также потере познавательного интереса.

Объем чтения зависит от скорости:

  • Малышам, приступившим к обучению и уже выучившим буквы, — столько коротких слов, сколько смогут.
  • Читающим 30 слов/минуту – небольшие тексты, постепенно увеличивая число слов.
  • Если ребенок прочитывает 60-80 слов, то им можно давать для чтения полностью страницу, а если будет желание, то и две.
  • Читающим больше 120 слов можно предложить сначала прочитать 2 странички, постепенно увеличивая их число до 8.

Если объем чтения, заданный учителем для самостоятельного изучения, большой, то можно договориться с ребенком о поочередном чтении: страницу читает он, другую – взрослый. Так он сможет отдыхать, а сам процесс не потеряет свою привлекательность.

Игры для развития навыка чтения

Заинтересовать ребенка и помочь запомнить изученный материал можно с помощью игровой деятельности.

Игры на закрепление умения распознавать буквы:

  • «Найди букву» — найти нужную букву в магнитной азбуке, потом – в написанных словах, и самое сложное – определить место буквы в произнесенном слове.
  • «Какая буква лишняя» — найти лишнюю букву по какому-либо признаку. Малыш учится сравнивать буквы, выделять общий признак и формулировать свою точку зрения.
  • «Назови буквы» — ребенок делает глубокий вдох, а на выдохе читает буквы в алфавитном порядке, стараясь назвать как можно больше.
  • «На что похожа буква» — поиск «букв» в окружающем мире: «о» — солнце, «п» — арка.

Игры на развитие умения читать:

  • «Составь слово» — нужно составить как можно больше слов из карточек со слогами.
  • «Отгадай слово» — в записи слова отсутствует буква или слог ребенок определяет, что это за слово.
  • «Найди слово» — ребенок ищет нужное слово в тексте, еще один вариант – среди списка слов он ищет то, которое есть в произнесенной фразе.
  • «Пчела» — улучшить концентрацию внимания можно жужжащим чтением: ребенок читает, но вместо слов произносит звук «ж».
  • «Скороговорки» — чтение на быстроту. Перед проведением конкурса, нужно несколько раз перечитать скороговорку разными способами (вслух, про себя, по слогам, быстро-быстро, выразительно), чтобы ребенок понял каждое слово. А потом уже провести конкурс: кто быстрее произнесет (прочитает) прочитанное предложение.
  • «Найди ударение» — в прочитанных словах ребенок ставит ударение поочередно на каждом слоге, затем проверяет, произнося их, выбирает правильное.
  • «Чтение по ролям» — при чтении соблюдать интонацию, соответствующую образу героев произведения.
  • «Чтение про себя» — ребенок читает текст про себя, потом отвечает на вопросы по тексту.

Игры на развитие беглости чтения:

  • «Перевернутое письмо» — когда малыш будет читать без ошибок, можно учиться читать перевернутый текст. Таким образом, он сможет научиться идентифицировать целостные образцы букв, сочетать смысловое окончание с буквенным анализом.
  • «Чтение наоборот» — нужно прочитать строчки справа-налево как можно быстрее.
  • «Слово в слове» — дети ищут слова, спрятанные в других словах (жеребенок — ребенок), или составляют новые слова из букв определенного слова.
  • «Параллельное чтение» — у взрослого и ребенка одинаковые тексты, взрослый начинает читать, ребенок – следит. Когда первый останавливается, малыш продолжает.
  • «Составь предложение» — составление предложений из набора слов.
  • «Чтение половины строчки» — линейкой сначала закрывают нижнюю часть строки. Ребенок пытается прочитать слова по верхушкам. Когда этот навык отработается, он учится читать по нижним частям слов.

Малыш заинтересованно читает

Тренировка техники чтения

Еще несколько упражнений для развития читательских навыков:

  1. Отработка отрывков. К действительному показателю (например, 40 слов в минуту) добавляют 30 слов. Ребенок каждый день трижды перечитывает отрывок из 70 слов (в конкретном случае) вслух, стараясь уложиться в минуту. Отработка продолжается в последующие дни, пока скорость чтения не достигнет 70 слов в минуту. Тогда к этому показателю добавляют еще 30 слов и стараются достичь уже новых результатов (100 слов в минуту). Основная задача – научиться читать 180 слов в минуту.
  2. Чтение «волной». Ребенок сначала читает текст, расположенный обычно. Потом читает на листе, повернутом под прямым углом, затем – перевернутый текст, и опять повернутый под прямым углом, но в другую сторону.
  3. Чтение таблиц. В таблице (сначала 4*4, потом количество ячеек увеличивают) пишут буквы, слоги или слова. Ребенок перечитывает их столбиками на одном дыхании. Для увеличения угла зрения ребенок должен прочитать их без ошибки в заданном направлении (сверху-вниз, слева-направо).
  4. Чтение и пересказ. Если малыш читает плохо, то он слушает, а потом пересказывает. При этом важен сам факт пересказа, а не его качества (подробности, от нужного лица).

Советы для родителей

Обучение чтению – это кропотливый труд, требующий большого труда и терпения не только у ребенка, но и у взрослых. Ведь объяснять несколько раз одно и то же (вдруг малыш что-то не понял) спокойно сможет не каждый. Но при этом любое резкое слово, упрек, крик уменьшат заинтересованность ребенка, а значит, понизят качество усвоения материала.

Чтобы поддержать интерес ребенка и ускорить процесс запоминания, нужно придерживаться следующих правил:

  • Подключать к запоминанию как можно больше действий: слово не просто визуально рассмотреть, а еще и составить из кубиков или написать, прочесть вслух, перемешать буквы и снова составить, или найти среди нескольких слов только что прочитанное.
  • Занятия проводить каждый день, желательно в одно и то же время, чтобы придерживаться режима дня. Выбор времени можно предоставить ребенку, тогда он будет чувствовать ответственность, ведь сам так решил. Конечно, не забыть про выходной, ведь ребенок должен отдыхать от работы, как и родители.
  • Не требовать от ребенка невозможного: когда он отдохнет, тогда сможет прочесть быстрее и больше.
  • Занятия проводить в позитивном настрое, не ругать чадо, хвалить за все успехи, даже самые маленькие.

И еще: родителям нужно смириться, что малыш читает не лучше других, ведь он такой же человек, как и все. Значит, нуждается в понимании и поддержке.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *