Почему ребенку не нравится учиться и что с этим делать?
Самый высокий уровень мотивации к учебе наблюдается у первоклассников. Постепенно он снижается, перерастая в антипатию к школе и потере приоритета образования, что негативно отражается на успеваемости и дальнейших возможностях школьника. Чтобы избежать этого, необходимо знать, почему ребенок не желает учиться, и как решить проблему.
Почему дети не хотят учиться?
Выяснить, почему ребенок не хочет учиться можно путем наблюдения за ним или в ходе откровенного разговора. Главных причин нежелания посещать школу может быть две. Во-первых, это сложные отношения в классном коллективе или с педагогами.
Дети очень уязвимы и не способны конструктивно решить проблемы, возникающие при общении с окружающими, так как им не хватает жизненного опыта. Если ребенок не чувствует себя комфортно в коллективе, то ему сложно в нем работать. В итоге страдают успеваемость и мотивация к учению.
- Поговорить с ребенком «по душам», выяснить причины конфликта.
- Постараться найти выход из затруднительного положения.
- Если конфликт слишком серьезный (имеет место травля со стороны одноклассников или педагога), то следует подумать о переводе в другую школу или класс, проконсультироваться с психологом.
Нежелание учиться могут вызвать другие причины, связанные с учебной деятельностью.
Причина 1: Недостаточность знаний
Каждый ребенок имеет индивидуальный темп работы: кто-то успевает усвоить материал на уроке, кому-то не удается осилить весь объем. Пробелы в знаниях приводят к недопониманию новых тем, неусвоению материала и, как следствие, созданию ситуаций «неуспеха», когда ребенок понимает, что справиться с заданием он не сможет.
Уроки, на которых ученики испытывает затруднение, становятся самыми нелюбимыми, желание учиться пропадает.
Чтобы школьник не ощущал себя неполноценным, необходимо помочь ему усвоить тот материал, в котором он испытывает затруднения. Начинать нужно с разъяснения базовых понятий, постепенно переходя к анализу сложных явлений. Каждый ребенок – маленький исследователь, которому хочется сделать какое-то открытие. Каждую победу, даже самую маленькую, нужно обязательно отметить.
Причина 2: Непонимание смысла учения
Школьник порой не понимает, для чего ему нужны все изучаемые предметы. Сравнивая при этом родителей (они ходят на работу, где все знают и получают за это деньги) и себя (приходится посещать нелюбимые и скучные предметы, делать то, что нужно), они приходят к неутешительным выводам: быть взрослым гораздо интереснее!
Объяснения на будущую перспективу не удовлетворят ребенка (например, чтобы поступить в институт или найти хорошую работу). Учиться только потому, что «надо», ребенку также не понравится.
Спортсмену легче доказать необходимость изучения других предметов с опорой на эту область: в каких странах происходят соревнования (география, иностранный язык), расчет траектории (математика). Ботаник поймет необходимость математических знаний при решении практических задач, лабораторных работ и т.п.
Причина 3: Отсутствие пространства для действий
Чаще всего в школе информация ребенку предоставляется в готовом виде – ему нужно только ее услышать или увидеть, а затем повторить действия, решая подобные задачи.
Продуктом подобных действий является оценка, которая зачастую не представляет особой ценности.
Только тогда, когда он сможет ощутить продукт своих действий, он будет что-то создавать, решать задачи и двигаться к поставленной цели.
А для этого родители должны изменить свой подход к ребенку.
Пусть он самостоятельно приготовит завтрак, разведет костер во время похода или проведет экскурсию. Если ученик будет принимать участие в различных действиях, он научится находить оптимальное решение любой проблемы, что позволит ему чувствовать себя победителем.
Причина 4: Большое разнообразие сфер деятельности
Большой выбор кружков и секций – это неплохо, ведь ребенок сможет многое посмотреть, узнать и понять, что ему больше нравится.
Ребенок превращается в робота, стремящегося выучить все, даже то, что ему неинтересно. Как итог – неумение расставлять приоритеты и нежелание учиться вообще ввиду потери интереса к предметам.
Любое действие должно приносить радость. Не стоит тратить силы и нервы на неинтересные предметы, которые не понадобятся в будущем. Их можно изучать без углубления, получив только базовую информацию.