Ребенок получает плохие оценки: ругать , жалеть, помогать?
Ребенок принес из школы тройку или двойку. Нужно ли его ругать? Или с пониманием отнестись к такому факту и сказать, что ничего страшного?
В чём суть оценок в школе
Оценка показывает, какой у ребёнка уровень успеваемости, как хорошо он понял и запомнил материал. Но ученики не всегда об этом думают. Для некоторых оценка – это показатель престижа в классе и в семье. Оценка имеет и психологический вес. В некоторых семьях за пятёрки и четвёрки поощряют школьника, дарят ему подарки. А за тройки и двойки наказывают, иногда даже доходит до рукоприкладства.
Нельзя забывать о том, что учёба – это двусторонний процесс работы и ученика, и учителя. Значит, оценка показывает не только то, на что способен ребёнок, но и то, как преподаёт учитель. Иногда бывает так, что педагоги ставят оценку не за знания, а из-за личного отношения к школьнику. Это неправильно. Если вы считаете, что ваш ребёнок знает предмет, дома он доказывает вам это, а в итоге в очередной раз приносит «лебедя», стоит подойти к учителю и выяснить, в чем дело. Вполне возможно, что тот превышает свои полномочия просто потому, что они с вашим малышом что-то не поделили.
Как правильно реагировать на двойки ребёнка
Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.
В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы.
Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности.
Мнение психолога: Когда ребёнок приходит из школы с двойкой, мы чувствуем разочарование. Родителям свойственно желать, чтобы их ребёнок добился того, что не удалось им самим. И ожидание от ребёнка всегда успешных результатов в учёбе — яркий тому пример. Непрожитые переживания собственных школьных неудач подпитывают тревогу, которая может выражаться через раздражение: закричать, отругать, наказать ребёнка за двойку, чтобы ситуация никогда больше не повторилась. Но действительно ли это поможет? Давайте подумаем о том, что в этот момент чувствует ребёнок. Достаточно вспомнить себя в подобной ситуации: что испытали вы, когда впервые получили двойку в школе? Скорее всего, это были стыд, горечь и страх того, что будет, когда об этом узнают родители. Согласитесь, такой набор эмоций — уже достаточно суровое наказание.
Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье.
Как реагировать на плохие оценки ребенка
Не ругайте ребенка за плохие оценки. Даже если вас очень расстраивают плохие оценки ребенка в школе, нужно избегать чтения нотаций, необоснованных обвинений, осуждения, угроз и наказаний. Вашу открытую негативную реакцию малыш воспримет как оценку своей личности. Дайте понять ребенку, что вы любите и принимаете его, несмотря ни на что. Не будьте равнодушны к плохим оценкам. Не стоит говорить, что школьные отметки ничего не значат и приводить примеры двоечников, которые в итоге стали успешными людьми. Родителям следует понимать, что двойки – это «симптомы» тех или иных проблем в жизни ребенка.
Не делайте за ребенка уроки. Конечно, на объяснение очень часто не хватает времени, и кажется, что намного проще выполнить за школьника все домашнее задание и забыть о проблеме. Однако это не выход, поскольку для малыша от такой помощи не будет совершенно никакой пользы.
Правильное поведение родителей
Взрослые могут сказать ребенку, что очень огорчены плохой отметкой, но обязательно помогут понять причину ее появления:
- ребенок не понял тему урока;
- нет контакта с педагогом;
- ребенок неважно себя чувствовал, у него что-то болело;
- ребенок стеснялся и не смог рассказать выученный урок;
- другие дети отвлекали ребенка, а он не смог сосредоточиться и ответить правильно.
С учетом всего вышесказанного, встретив ребенка после школы, взрослым лучше всего начинать с вопросов о его настроении, о том, что интересного и нового он узнал, об отношениях с одноклассниками.
Для исправления плохой отметки родителям следует расспросить ребенка о самом вопросе: как он был задан учителем, как ребенок ответил на вопрос, сильно ли волновался, когда отвечал.
Помощь в исправлении отметки
Разобравшись вместе с ребенком в причине получения плохой отметки, необходимо помочь ему в ее устранении, чтобы избежать повторения в будущем. Если ребенок не понял тему урока или задание, родителям необходимо разобрать, объяснить и выучить то, что непонятно, вместе с ним.
При отсутствии взаимопонимания с учителем следует выяснить его требования, объяснить их ребенку и научить его выполнять указания педагога: правильно оформлять свои работы, соблюдать последовательность и аккуратность.
Если ребенок не смог ответить выученный урок из-за волнения, то взрослые должны подготовить и отрепетировать дома, как он будет выступать в классе, и научить его справляться со своими эмоциями.
Родителям необходимо убедить ребенка, что он уже хорошо подготовлен и вполне может подойти к учителю, чтобы попросить о возможности исправления отметки. Для педагога такой поступок будет свидетельством активности ученика, его желания стараться овладевать знаниями.
Взрослым необходимо помнить, что интерес к учебе и ко всем делам ребенка должен проявляться постоянно, а не только при получении плохих оценок. Плохие оценки — это всего лишь сигнал, что необходима доработка, больше усилий в работе над учебным материалом, поэтому задача родителей состоит не в наказании ребенка за неуспеваемость, а в том, чтобы помочь ему.
Вторичная выгода наказаний
Иногда через наказания и негативные высказывания в свой адрес ребенок удовлетворяет потребность в любви и внимании родителей. Это так называемая вторичная выгода. А бывает, что плохая учеба школьника является вторичной выгодой не только для него, но и для всей семьи в целом.
Вот несколько примеров вторичной выгоды в данном случае:
- Меня видят и замечают, я интересен и значим. Если ребенок чувствует безразличие к себе, то двойка из школы — это порой единственная возможность убедиться в том, что папа с мамой про него вообще помнят.
- Я самый главный в семье. Ребенок настолько привык получать внимание через плохие оценки, что начинает этим пользоваться и злоупотреблять. И вот уже он знает, когда и в какой момент «нечаянно» провалить контрольную, чтобы внимание семьи было ему обеспечено.
- Объединение семьи. Обычная картина — папа сидит за компьютером, мама в своем телефоне. И пусть даже они и не проводят время в соцсетях, а работают, но каждый член семьи занят исключительно собой. А тут ребенок с очередной двойкой! Все дела забрасываются ради очередного вечера воспитательной беседы.
- Средство «совместного досуга» семьи. В какой-то мере плохая учеба может «развлекать» домашних. Нужно же позвонить учителю, разобраться, в чем там дело и чем на этот раз на уроке был занят ребенок. Порой к семейному совету подключаются и бабушка с дедушкой. И вот уже вся семья пьет на кухне чай с печеньем и думает, что же делать дальше…
Ребенок получил «двойку». Стоит ли наказать?
Не нужно этого делать. Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Если есть плохая оценка, значит, нужно больше стараться, чтобы улучшить результат. Наказывая ребенка за плохую оценку, например, лишая прогулок, игры или общения с друзьями, его мотивация будет негативной. Она формирует либо страх, либо нигилизм. В случае страха ребенок будет бояться проявлять инициативу. Это может реализовываться так: например, у одной задачи может быть несколько решений, но даже если они есть у вашего ребенка, он будет молчать или использовать единственно допустимый ответ, потому что будет бояться ошибиться. В случае нигилизма возникает агрессия и отвращение к учебе, ребенок будет мыслить так: «если у меня плохая оценка, значит, я буду поступать плохо во всем».
Дайте ребенку понять, что плохая оценка – это лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Это как в спорте, где проигрыш или пропущенный гол – не провал, а очередная тренировка и шаг к новому достижению, победе. Именно таким должно быть отношение у ребенка к отметкам учителя.
Если за каждой плохой оценкой следует ее разбор, причем в коннотации положительного исхода, то избежать их удастся быстрее. Потому что ребенок, принесший двойку, будет знать, что сможет объяснить родителю, почему такое произошло, за что двойка, в каком месте он недопонял материал. У школьника будет чувство безопасности, а не страха. Задача родителей и учителей обеспечить такое безопасное пространство для ученика и в первую очередь ученика начальной школы.
Ребенок боится получить плохую оценку. Что делать?
Если ребенок боится плохих оценок, скорее всего, здесь свою «роль» уже сыграли родители, которые «нагрузили» ребенка своими ожиданиями и негласными требованиями.
Не нужно делать из ребенка продолжение собственной успешности! Станьте товарищем своему чаду! В каждом оценивании нужна поддержка, забота, ребенок должен знать, что у него есть безопасное место и это место – его семья.
Если ребенок переживает перед контрольной, расскажите историю о себе, о том, как вы шли на контрольные работы, как сдавали экзамены, о том, что вам тоже было порой страшно и волнительно, как и ему сейчас. И очень часто контрольные заканчивались благополучно, потому что знаний было достаточно, точно так же, как и у вашего ребенка. Но когда вы получали не очень хорошую оценку, у вас всегда был шанс ее исправить. И этот шанс есть и у ребенка. Эта идентификация в данном случае важна, она обеспечивает поддержку вашему ученику.
В том, что ребенок постоянно боится получить плохую оценку, нет ничего хорошего. Психика ребенка, которому угрожает плохая оценка, в родительском и учительском неприятии будет включать защитные механизмы. И это нормальная психическая функция. Однако защита будет сама по себе не лучшая. Один вариант – это бесконечное чувство вины за плохую отметку и недовольство собой, что в результате способно привести к идентичности неполноценного человека. Второй вариант – это выработка такого качества, как лукавство, замалчивание, в простонародье называемое враньем. Чтобы избежать наказания (конечно, при условии, что его наказывают за плохие оценки), ребенок будет врать. Есть и третий вариант. Чтобы доказать, что он хороший, школьник, получив плохую оценку, вступит на рельсы перфекционизма и будет заниматься только уроками. Результат может быть впечатляющим при условии, что у ребенка развито сильное Эго и что он способен противостоять неудачам. Но в младшей школе, которая закладывает в ребенка знания о себе с помощью оценок, это не характерно. К тому же все три варианта объединены общим чувством – чувством страха, который во взрослой жизни перерастает в фоновую тревогу и становится одной из составляющих невротических состояний. У кого-то это практически не заметно, а кто-то, кому не повезло с учителем в детстве, будет весьма чувствителен к тревожному воздействию на психику.
Нужно ли хвалить за «пятерки»?
Хвалить за пятерки, безусловно, нужно. Но не переусердствуйте с комментариями «ты самый лучший», «ты все знаешь» и т.п. Не создавайте культ «пятерки», когда «пятерка» — это хорошо, а все остальное – ниже планки и не заслуживает похвалы, тогда «плохая» оценка не станет для ребенка трагедией.
Если ребенок получает отличные оценки, это повод для гордости, прежде всего, родителей. Именно они могут повлиять на развитие так называемого синдрома отличника. Детский перфекционизм – очень тяжелый невроз для ребенка, но попадает в него ребенок при прямом содействии взрослого. Как правило, такой ребенок изначально нагружен большими родительскими ожиданиями. Единственный способ их оправдать – быть хорошим во всем, стать отличником, побеждать даже не в своей игре. Если этого не происходит, то ребенок чувствует себя недостойным и ненужным родителям.
Прежде всего, дайте понять ребенку, что вы хвалите его не за оценки, которые он получает, а за то, что он стремится к знаниям, проявляет интерес к изучению чего-либо. И нет никакой беды в том, что в какой-то момент ребенок проявляет меньшее любопытство к предмету и не получает за него отличные отметки.
Ребенок считает, что оценка занижена. Как поступить?
Разберите ситуацию, выясните, почему учитель поставил такую оценку. Когда вы обсуждаете с ребенком его оценки, вы демонстрируете ему свою поддержку. Но важно также и не уронить авторитет учителя в глазах ребенка. Поэтому стоит встать не в позицию родителя вашего ребенка, а в позицию преподавателя. Потому что часто из позиции родителя у нас возникает одно желание – защитить ребенка. Если действительно есть несправедливость в отметке, то тогда стоит обсуждать это с педагогом.