Диагноз СДВГ – все о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка
СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности, который проявляется плохой концентрацией внимания, чрезмерной импульсивностью и активностью.
Как родителям определить СДВГ у ребенка?
Причины развития СДВГ у детей:
- наследственность;
- тяжелая беременность матери;
- наличие тяжелых хронических заболеваний у ребенка;
- перенесенные в младенчестве или раннем детстве опасные инфекционные заболевания.
Третья часть детей с данным диагнозом «перерастают» это состояние. Достоверно определить СДВГ у ребенка может только специалист (психиатр, психолог или невропатолог) с помощью специальных методик. Однако только родители (или педагоги) могут обратить внимание на нетипичное поведение ребенка и придать этому серьезное значение.
До момента достижения 3-5 лет родители редко могут самостоятельно определить нарушения концентрации или чрезмерную активность у ребенка. Начиная с момента посещения детского сада, родители (или воспитатели) могут заметить у ребенка сложности с концентрацией внимания.
Особенности поведения детей с СДВГ:
Особенно часто у детей встречается гипердинамический синдром. Активные, шумные, подвижные дети — их часто называют «шустриками» — привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома — двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. Пребывая в постоянном движении, гиперактивный ребенок обязательно обо что-нибудь стукается, набивает синяки и шишки — и тут же о них забывает, поглощенный без остатка возможностью лично участвовать в быстротекущем процессе жизни. Он может выйти из помещения группы и даже с территории детского сада, забраться в неизвестно куда идущий троллейбус. (Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие Под ред. Токарь О.В., Зимаревой Т.Т., Липай Н.Е. Источник)
Если у родителей или педагогов появились подозрения, что у ребенка СДВГ, то стоит некоторое время понаблюдать за ним в разной обстановке (дома, в детском саду, на улице), а потом делать соответственные выводы.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
СДВГ классифицируется на 3 типа:
- СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности.
- СДВГ с преобладанием нарушения концентрации внимания.
- Смешанный тип, который включается в себя все три симптома (гиперактивность, импульсивность, невнимательность).
Критерий | В виде каких признаков может проявляться при СДВГ? | Что может указать родителям на СДВГ у ребенка? |
Невнимательность | 1. Не может сконцентрировать свое внимание на деталях. Несерьезно относится к заданиям. Не придает никакого значения своим ошибкам.
2. Ребенку очень трудно сконцентрировать все свое внимание на задании или игре. 3.Во время разговора ребенок не обращает внимания на то, что к нему обращаются. 4. Не следует никаким инструкциям. Ему очень тяжело сесть и выполнить до конца уроки, домашнюю работу или какие-либо обязанности. При этом ребенок прекрасно понимает суть задания и не протестует. 5. Ребенку тяжело организовать любую работу без посторонней помощи. 6. Старается избегать выполнения работы (как умственной, так и бытовой домашней). 7. Часто теряет различные мелкие вещи (канцелярские принадлежности, игрушки и др.). 8. Очень легко отвлекается от работы, если замечает посторонние раздражители. 9. Бывает забывчивым касательно бытовых мелочей. |
Если у ребенка в течении полугода проявляется 6 и более признаков невнимательности, которые характерны для СДВГ, то это может указывать на СДВГ у ребенка. |
Гиперактивность и импульсивность | 1. Ребенок не может себя нормально вести. Сидя на стуле, он постоянно крутится, делает движения руками, ногами.
2.Покидает свое место, когда его покидать нельзя или не разрешено. 3. Проявляет чрезмерную двигательную активность в несоответствующих ситуациях. Пытается куда-то бежать, что-то подвигать, куда-то залезть. 4. Не может вести себя тихо на досуге. За ним нужен постоянный тщательный присмотр взрослого. 5. Находится в постоянном движении как будто «заведенный». 6. Много болтает. 7. Очень трудно дожидается своей очереди в разных ситуациях. 8. Дает ответ (часто несоответствующий) не дослушав вопрос до конца. 9. Мешает другим. Вмешивается в их деятельность, когда этого делать нельзя. |
Если у ребенка в течении полугода проявляется 6 и более признаков гиперативности и импульсивности, то это может указывать на СДВГ. |
Исходя с вышеперечисленных признаков, наблюдая за ребенком в течение 6 месяцев, необходимо систематизировать все проявления его характера. Диагностировать СДВГ может только специалист с профильным образованием (психиатр, психолог или невропатолог).
- Если у ребенка присутствуют проявления всех приведенных в таблице признаков, то ставится диагноз смешанной формы СДВГ.
- Если у ребенка за полгода наблюдений в основном проявлялись признаки невнимательности, а гиперактивность и импульсивность не так ярко выражались, то диагноз будет «СДВГ с преимущественным нарушением внимания» и, наоборот, при преобладании гиперактивности ставят диагноз «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Для уточнения диагноза СДВГ дополнительно проводят:
- изучение истории здоровья от момента рождения;
- психологическое обследование;
- лабораторные и инструментальные исследования по показаниям педиатра;
- неврологический осмотр;
- обследование эндокринолога и назначение гормональных анализов;
- изучение родословной.
Методики коррекции СДВГ и эффективные методы лечения у детей
- Подход и метод лечения СДВГ должен быть индивидуальным для каждого ребенка. В первую очередь применяется немедикаментозная терапия, которая включает в себя психотерапию, педагогические методы коррекции поведения, поведенческую терапию. Целью немедикаментозного лечения является улучшение концентрации внимания ребенка на заданиях, развитие терпения, обучение корректному поведению в разных ситуациях и др.
- В случаях, когда немедикаментозная терапия не дает желаемого эффекта, дополнительно к ней назначаются медикаментозные препараты психостимулирующего действия. Назначение психостимуляторов детям должно проводиться очень осторожно и только специалистом с высшим медицинским образованием, поскольку неправильное применение таких препаратов вызывает привыкание и ухудшает психическое состояние ребенка.
10 полезных советов родителям детей с СДВГ: как можно и как нельзя себя вести с ребенкам
Как себя вести | Как не стоит себя вести |
Терпеливо повторяйте свою просьбу или указание ребенку несколько раз пока он не поймет, что нужно обязательно сделать то, что требуют. | Не проявляйте чрезмерной мягкости или чрезмерной жесткости к поведению ребенка. Держите себя «посредине». |
Выслушивайте ребенка, когда он с вами разговаривает. | Нельзя чтобы ребенок видел ссоры или недопонимания родителей. |
Уделяйте ребенку достаточно внимания, не игнорируйте его. | Не разрешайте при выполнении заданий, чтобы ребенок отвлекался на телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер, музыку и др. (уберите все отвлекающие факторы). |
Сделайте для ребенка строгий распорядок дня и контролируйте, чтобы он его соблюдал. | Не наказывайте ребенка за гиперактивное поведение и не проявляйте к нему агрессии. |
Ограничивайте ребенку время проведения за компьютером и телевизором. | Не давайте ребенку сложных заданий и поручений, которые он не сможет выполнить. |
Давайте ребенку возможность отдыхать в промежутке между заданиями, не настаивайте на срочном выполнении дела. | Не давайте несколько заданий одновременно. Все должно быть последовательно. |
Придумайте систему вознаграждений за хорошее поведение и сделанные задания. | Не давайте ребенку чрезмерной умственной нагрузки (например, не стоит в начальных классах отдавать его на различные кружки). |
Чаще хвалите ребенка. | Не заставляйте ребенка долгое время спокойно и неподвижно сидеть. |
Помогайте ребенку приступить к началу выполнения работы, поскольку именно этот этап для него самый сложный. | Не будьте инициаторами детских истерик, конфликтов с ребенком. |
Поощряйте времяпровождение на свежем воздухе. | Не игнорируйте указания врача или специалиста при лечении СДВГ у ребенка. |
Психологи Лютова Е, Монина Г. в своей книге «Шпаргалка для взрослых» советуют родителям при работе с детьми с СДВГ придерживаться следующих правил:
1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4.Быть драматичным, экспрессивным родителем и педагогом.
5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6.Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
7.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8.Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывать на будущее.
12.Предоставлять ребенку возможность выбора.
13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Много полезной информации по воспитанию детей с СДВГ родители найдут в книге детского психиатра, психотерапевта Олега Игоревича Романчука. Интересная цитата из этой книги:
Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми (с СДВГ) благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства — он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, — увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием — увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу… Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете — мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме — и становятся следствием длительного, последовательного воспитания… («Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» Романчук О. И.)