vikaredaktor
Дата написания: 17.09.2015
Время на чтение: 8 мин

Развиваем логику и мышление у дошкольников и школьников

Логика – неотъемлемая функция человеческого разума. С ее помощью человек воспринимает окружающий мир, взаимодействует с ним и себе подобными. Именно логика помогает осмысливать причины и следствия действий. Первые логические цепочки строит младенец, с первым вздохом, входя в Большой Мир.

Развивающие игрушки и игры для развития логики у детей

Психологи и фтизиатры рекомендуют начинать развивать логическое мышление детей с двухлетнего возраста. Так как именно на этом этапе ребенок способен сопоставлять причины, явления и действия окружающих его предметов.

Начиная с двух лет и до первого шага в школу, малыш проходит большой путь развития — как физиологического, так и умственного. Поэтому для этого возраста разработано огромное количество всевозможных методик, циклов, игр, направленных на развитие логики.

  • Первые игрушки знакомят малышей с формой предметов — круглый, квадратный и так далее. Взаимодействие предметов вызывает огромный интерес. Всевозможные шарики, кубики, прочие геометрические фигуры, которые можно ставить друг на друга, вкладывать в пазы, формировать из них более сложные конструкции. На этом этапе для малыша важна как созидательная, так и разрушительная сила окружающих его вещей.
  • Всевозможные погремушки, резиновые шары, мягкие игрушки знакомят малыша с различными состояниями окружающих предметов — мягкий, твердый, упругий и т. д. Это понимание и возможности разных игрушек развивают у малышей восприятие разнообразного применения предметов — мячик прыгает, твердые кубики можно ставить друг на друга, с их помощью можно разрушать уже созданное. Мягкие игрушки становятся первыми друзьями, дают понимание нежности, ласки, тепла.
  • Для развития детей дошкольного возраста очень важны коллективные игры, так как они позволяют малышам развивать не только логику, внимание, но и взаимодействие с другими детьми, облегчают их адаптацию в обществе. Очень важную роль в этих играх, упражнениях отводится взрослым — это именно они ведут занятия, награждают победителей и помогают робким, стеснительным детям освоиться в новых для них условиях.

Упражнение «таинственный мешок»

Ведущий складывает в непрозрачный мешок различные предметы, известные детям: кубики, шишки, машинки, игрушки, которые каждый день на виду у детей. И просит ребят достать, не глядя, тот предмет, который он называет, награждая правильные действия небольшими призами.

«Карточки»

Это упражнение на скорость. Ведущий раздает детям картинки с цифрами либо с изображениями нескольких предметов. Называет число, ребята должны быстро найти картинку, на которой изображено названное количество предметов. Эта игра для детей, понимающих счет.

«Летает — не летает»

Для этого упражнения необходимо расставить детей полукругом так, чтобы они видели друг друга. Ведущий рассказывает о предметах, которые могут летать и просит поднимать руки, если предмет действительно летает. В случае, если называется не летающий предмет, дети опускают руки, повторяя движения ведущего. Взрослый может сознательно сбивать детей с толку, называя не летающий предмет, поднимать руки.

Плюсы
Важно указывать малышам на неправильные действия и поощрять тех, кто выполняет упражнение, а не просто повторяет действия ведущего.

Начиная с пяти лет, многие дети уже активно играют в шашки, домино, шахматы, лото. Пытаются разгадывать несложные кроссворды, собирают пазлы.

Еще несколько заданий на развитие логического мышления, внимания

Логика развивается при том условии, когда есть какое-то затруднение, задача, решение которой зависит от нескольких действий или логических заключений. Но маленьким детям еще трудно удерживать в голове несколько факторов одновременно, связывать их между собой. Поэтому для полноценного развития, а также для проведения игр, направленных на развитие логики, внимания, малышу необходим взрослый партнер. Начинать игры необходимо с тех, которые максимально будут интересны ребенку, и лишь потом вводить рекомендованные педиатрами.

Хорошо влияют на логику, внимание подрастающего организма небольшие картинки с множеством элементов.

Обязательно в этой игре должны присутствовать комментарии, наводящие вопросы «как оно выглядит?», «где он может быть, почему?» Дети с радостью отвечают на эти вопросы, логически связывая предметы с их свойствами. Когда игра касается животного мира, малыши сопоставляют визуальное изображение со средой обитания, с издаваемыми звуками.

Огромный интерес у дошкольников вызывают занятия, в которых присутствует элемент таинственности. Игры, в которых необходимо найти какой-то предмет, зашифрованный в картинках, либо для получения приза нужно искать подсказки, отгадывать загадки, решать несложные задачи. Чтобы ребенок выполнял эти упражнения, родители должны подготовить карты, указания и быть готовыми в любой момент немного помочь малышу.

Плюсы
Очень важно, чтобы итоговый приз не разочаровал ребенка, и он с нетерпением будет ждать следующего приключения.

«Кому что?»

Для этого упражнения подбирают несколько картинок с изображениями зверей и тем, что они едят. Детей просят выбрать любое животное и «накормить» его. Для поднятия настроения можно перемешать две стопки картинок и наугад выбирать пары.

«Лишняя картинка»

Для этого задания необходимо подобрать несколько картинок на одну тему, и ту карточку, которая будет лишней. Например, картинки животных, живущих в лесу — лиса, заяц, медведь, и изображения домашних животных. Ребенок должен отобрать в одну сторону правильные картинки, а в другую — лишние.

Главное, не упустить момент, когда малыш устанет и начнет отвлекаться. В таком случае необходимо взять паузу, отвлечься на физические упражнения и только спустя некоторое время снова вернутся к игре.

Упражнения и задания для ребят школьного возраста

Главной задачей упражнений, направленных на развитие логики и внимания у ребят младшего школьного возраста, является подготовка детского мозга к восприятию, а также максимальному усвоению всех знаний, навыков, которые дают первые классы в школе. Также немаловажны социальные аспекты, поэтому многие занятия рассчитаны на большое количество участников, чтобы развивать у детей лидерские навыки.

Преподаватель, внося элемент соревнований, разбивает учеников на 2 группы. Победившая команда получает приз. Тем самым он стимулирует у детей развитие принятия решений, мотивирует их быстрее мыслить, формировать логические выводы на основе начальных данных.

  • Одним из таких простейших упражнений являются загадки. Первому, кто назовет правильный ответ, полагается приз. Мотивацией является то, что для отгадывания загадок детям необходимо выражать свои мысли, а также принимать коллективные решения.
  • Очень распространены упражнения на развитие логики и ассоциаций, в которых дается конкретное понятие (дерево, город, человек, солнце), предлагаются несколько характеристик. Необходимо выбрать два-три самых близких понятия, объяснить свой выбор. Тем самым дети учатся не только сопоставлять предметы с их свойствами, а и стараются логически пояснять свой выбор.
Плюсы
Важно при этом поощрять самовыражение детей, ненавязчиво корректировать, если они путаются или неправильно воспринимают понятия.
  • Отличными индивидуальными играми для младших школьников являются всевозможные головоломки, лабиринты, в которых малыш должен самостоятельно найти выход, провести «мышку к норке» либо заполнить пространство элементами, чтобы они полностью закрыли площадь. Эти занятия развивают индивидуальность, учат принимать на себя ответственность, а также готовят малышей к самостоятельности в принятии решений, важности анализа происходящих явлений вокруг него, возможности логического объяснения и взаимосвязей окружающего мира.
Многочисленные исследования показали, что основы логических структур у детей формируются в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Именно в этом промежутке полностью развивается индивидуальное построение логических цепочек, восприятие, обработка получаемой информации.

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»