Предвзятое отношение учителя к ребенку — что делать?
Содержание статьи:
Иногда между педагогом и учеником может возникнуть недопонимание, перерастающее постепенно в конфликт. Понятно, что ребенок остро реагирует на любую несправедливость и делает вывод, что учитель его невзлюбил, придирается к нему. В этой ситуации нужно разобраться: действительно ли имеет место неприязнь, или действия педагога обоснованы.
Насколько частое явление?
Педагог – это тот, кто практически все свое время проводит с детьми. Узнавая их, он в каждом находит что-то хорошее: один хорошо считает, другой бесподобно стихотворения читает, а третий никогда не унывает. Эти качества порой затмевают то, что у детей не получается, поэтому не любить их педагогу очень сложно.
Пусть даже не любить, а уважать за душевные качества. Поэтому само явление «нелюбви» к ученику на самом деле не такое уж и частое, как кажется некоторым: порой школьники воспринимают строгость педагога как предвзятость, но не всегда их выводы верны.
Каких учеников не любят?
Неприязнь у педагога может возникнуть к ребенку, не соответствующего идеалу ученика. У каждого учителя он разный: кто-то считает самыми важными личностные качества, кому-то больше всего нравится дисциплинированность, а для кого-то главным являются знания. Сколько учителей – столько и мнений.
- «Неправильный» авторитет, способный увести весь класс в кино вместо урока, сорвать контрольную работу только потому, что не желает делить внимание спреподавателем. Такой ребенок умеет манипулировать людьми, стремится всеми правдами-неправдами добиться своего. Он не уважает старших, может оскорбить, причем, «бьет» всегда по самому больному месту (еще один его талант – находить слабые места).
- Высокомерный ребенок, привыкший считать, что Земля вертится вокруг него. Он презирает окружающих, угрожает родителями, если что-то идет не так, как ему хочется. Хотя на самом деле не представляет собой абсолютно ничего.
- «Жалобщик», который постоянно жалуется на учителя родителям (зачастую – безосновательно). Ему не нравятся трудные задания (голова от них болит), плохие отметки (учитель не любит), за него заступаются родители, у него всегда виноват кто-то другой, а не он сам (даже если получил «2» за невыполненное задание).
- Выскочка, пререкающийся с педагогом по любому вопросу, даже если в итоге окажется неправ. Хорошо, если он старается обосновать свою точку зрения, а если будет настаивать на своем, несмотря на очевидность изложенных фактов? Учителя ценят упорство, а не упрямство.
- Ябеда или доносчик. С одной стороны хорошо, ведь можно узнать обо всем, что случилось. С другой – неприятно, что растет человек, способный на предательство.
Еще неприязнь появляется к тем, кто мешает вести урок. Все педагоги любят свой предмет, и им хочется, чтобы дети его тоже полюбили. А самый лучший показатель этого – хорошая мотивация, «горящие» глаза, желание работать, не отвлекаясь ни на что.
Как это может проявляться?
Хороший педагог никогда не покажет негативного отношения к ученику. И оценивать будет объективно.
- Занижение оценок.
- Осуждение поведения школьника в конкретных ситуациях.
- Насмешки, сарказм.
- Игнорирование, пренебрежение.
Любое действие способно нарушить психо-эмоциональное состояние ребенка, поэтому подобное поведение свидетельствует лишь о непрофессионализме педагога.
И что собственно делать?
Сначала нужно убедиться в неприязненном отношении педагога к ребенку. Ведь иногда дети просто не хотят стараться на уроке, не стремятся получить знания. И причиной снижения успеваемости будет в данном случае нежелание школьника учиться, а не излишняя придирчивость учителя.
- С точки зрения одноклассников, выявив их отношение к тому, что происходит в ходе беседы с ними или их родителями.
- С позиции других педагогов, которые помогут объективно оценить знания и возможности ребенка.
Далее возможны 2 варианта развития событий. На педагога не обижаются другие дети, а старательность собственного чада на всех уроках оставляет желать лучшего: с ребенком следует провести воспитательную работу. Не следует проявлять агрессию и заставлять чадо учиться. Нужно помочь ему с трудными уроками, мотивировать, чтобы он сам этого захотел.
- Сначала определяют причину предвзятого отношения. Для этого нужно побеседовать с педагогом в доброжелательной атмосфере, показывая обеспокоенность сложившейся ситуацией и предлагая найти пути решения совместно. Агрессия и угрозы не смогут пробудить любовь и доброжелательность, поэтому их в разговоре использовать не стоит. Зачастую спокойная беседа и участие родителя способствуют налаживанию отношений между педагогом и учеником. Но если после разговора не видно особых изменений, то обращаются к администрации.
- Обращение к высшим инстанциям (директору школы и далее по нарастающей, если не были приняты никакие меры) необходимо сопроводить видео или аудиозаписью, чтобы подтвердить сам факт неприязни учителя по отношению к ученику. После подачи заявления чиновники обязаны ответить на него и назвать сроки решения проблемы.
- Жалоба чаще всего заканчивается рекомендацией о переводе ребенка в другой класс (школу). Школьнику приходится адаптироваться к новому коллективу, к требованиям новых учителей, что может негативно сказаться на его общем состоянии и успеваемости (как говорится, из огня да в полымя).
Уволить нерадивого педагога не всегда получится (не каждая школа может похвастаться отсутствием свободных вакансий), и иногда после такого феерического выступления приходится просто терпеть подобное отношение, смиренно ожидая окончания учебы.
Именно поэтому приступать к борьбе «за хорошее отношение к ребенку» нужно, взвесив все «за» и «против» и оценив вероятность достижения необходимого результата. И лучше остановиться после первого шага, спокойно обсудив проблему с педагогом и наметив пути ее решения, а не продолжать военные действия до победного конца.