Как заставить ребенка делать уроки без скандалов – практические советы учителей и психологов
Содержание статьи:
Часто дети не хотят выполнять домашние задания, и родителя м приходится заставлять их совсем не педагогическими методами. Чтобы избежать конфликта в этой ситуации, необходимо сначала определить причину нежелания работать. Зная причину, нетрудно будет определиться с правильной мотивацией.
Причины и их устранение
- Устали.
- Не смогли полностью освоить материал, поэтому не уверены, что справятся.
- Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
- Привыкли делать домашнюю работу вместе с родителями.
- Им лень: патологическая лень встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если ребенок хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
Определив мешающий фактор, приступают к его устранению.
Усталость
В школе дети занимаются долгое время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 урока в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того больше. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, дети будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.
Уменьшить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.
Неуверенность
В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно придут к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по поводу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.
- Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется повод, за который можно ребенка похвалить.
- Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике, а если не справится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут помощь).
- Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
- Предложить позаниматься с репетитором, если нет возможности дать ребенку необходимые знания (например, по иностранному языку).
Нет интереса
Ребенок не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости. В этом случае важно объяснить школьнику, для чего нужно учиться и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе.
Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю работу – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны только для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и уважение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неправильно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или материальное), что может привести к конфликтной ситуации.
Нет самостоятельности
Не любят выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя заставить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать скандала при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.
Здесь важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не всегда смогут помочь, поэтому делать он их должен сам.
- Выполнил задание быстро – осталось больше свободного времени, которое может потратить на игру.
- Сделал самостоятельно – родители за это время успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
- Не захотел делать вовремя – тратит на это свободное время.
- Родителям пришлось контролировать, стоя рядом – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в комнате).
Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки сразу и самостоятельно.
На что следует обратить внимание?
Замедляют выполнение домашней работы такие ситуации:
- Неправильный пример
Требовать от детей организованности можно только в том случае, если родители сами собранные. Если мама постоянно откладывает какие-то дела на «потом», то дети будут вести себя так же.
- Большие нагрузки
Порой взрослые перекладывают на детей некоторые обязанности («Когда сделаешь уроки, помой посуду!»), забывая о его праве на отдых. Конечно, школьник будет оттягивать этот неприятный момент до последнего.
- Нетерпение и критика
Постоянно подгоняя ребенка, унижая их достоинство постоянной критикой («Как черепаха!», «Это же просто, как можно не понять!»), невозможно добиться хороших результатов. С возрастом ученик вообще перестанет что-либо делать («Я же тупой!», «Все равно не понимаю!»).
Не следует уделять большое внимание полученным отметкам, ведь их ценность постепенно снижается. Лучше мотивировать тем, что домашнее задание, равно как и обучение в целом, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.