Осознанное потребление и дети: как защитить от влияния рекламы и привить настоящие ценности
Потребительское общество навязывает детям особый стереотип мышления. Его суть — счастье зависит от приобретения материальных вещей. Как привить ребенку настоящие ценности, защитить от негативного влияния рекламы и научить осознанному потреблению? Об этом речь пойдет в статье.
Ребенок и общество потребления – почему сегодня трудно привить детям настоящие ценности?
О проблеме воспитания детей в потребительском обществе хорошо высказалась художник, педагог Эдит Крамер:
Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек. Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю. Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны. Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены.
Как детям привить настоящие ценности?
Надо принять к сведению, чтобы привить детям настоящие ценности надо, как минимум, их иметь. Как можно дать то, чего у тебя нет? Общество потребления растит достойных себя членов. Тут, как ни крути, придется родителям начинать с себя. А иначе, ни умные советы очень умных психологов, ни авторитарность (я сказала!!!), ни запреты не помогут.
Самые главные вещи на свете – это не вещи. На детей надо тратить свое время: читать сказки, смотреть с ними мультяшки, отвечать на их 1001 почему, учить их восхищаться крылышками бабочки и героическим трудом муравьиной стаи. Надо обращать их внимание, как красив закат, как свежи и прекрасны рассветы. В процессе и сами родители научатся все это замечать и ценить.
Как реклама и отношение родителей к покупкам влияет на детей?
Реклама, как двигатель торговли эффективна только потому, что общество зомбировано. Можно, конечно, все свалить на нейромедиатор дофамин, который подвигает нас на несанкционированные разумом закупки всякой всячины, но ведь есть разум, сознание, которые очень выгодно отличают нас от зомби. Следует только дать им возможность проявиться.
Реагируют ли дети на рекламу так же неосознанно, как взрослые? Вопрос спорный. Они, скорее всего, реагируют на «заморочки» социума. Ребенок может каждый день слышать и видеть рекламу гиперпопулярных кукол Monster High и никак на нее не реагировать, но стоит ему увидеть их в руках другого ребенка, да не у одного, а нескольких, и тут «хочу!» достигает вселенского масштаба. А эти монстры – «пионеры» оказались в детских руках, конечно же, с подачи продвинутых взрослых, которые знают толк в современной мультиндустрии.
Роль взрослых в формировании детских запросов трудно переоценить. А реклама? Да что реклама, кто ее будет смотреть, если рядом мама и не просто сидит и телевизор смотрит, а обсуждает с малышом его дела, ее дела и не 5 минут, а долго, и на лице настоящий интерес. Взрослые откупаются от детей дорогими игрушками, они скупятся на душевную теплоту и пытаются компенсировать ее отсутствие дорогими подарками. Но игрушки бездушны, они не греют, поэтому и интерес к ним недолговечен. Потому и множатся «братские могилы» кукол, в которые никто не играет и свалки машинок, паровозиков, управляемых и нет, которые тоже уже давно никого не греют.
Ребенку хочется счастья и он просит у родителей очередную игрушку, в надежде, что она сделает его счастливым. Ребенок еще не может понять, что нет такой вещи на земле, которая могла бы сделать человека счастливым. А вот взрослые обязаны это знать.
А еще взрослые обязаны понимать, что когда ребенок с воплями требует новую игрушку, он требует их внимания и любви, и что игрушка не есть эквивалент любви.
Как научить ребенка осознанному потреблению: советы от специалистов
Если бы люди захотели перейти к осознанному потреблению, у них бы высвободилась куча времени и куча денег, которые можно было бы потратить на великое множество замечательных добрых дел. Можно было бы поехать в туристическую поездку всей семьей, волонтерами в ближайший приют для брошенных животных, можно было бы почаще навещать престарелых родственников в деревне, поехать на выставки, в театры, на фестивали. Все это, конечно же, с детьми. Самое главное — это желание, а учиться никогда не поздно.
Как помочь ребенку развить правильное отношение к материальному:
- Не позволяйте ребенку проводить вечера напролет перед телевизором. Промониторьте сами сколько, помимо рекламы, негативной информации выливается на ребенка через ТВ. Надо понимать, что детское восприятие – это губка, которая впитывается все: и плохое и хорошее. От вас зависит какая информация вливается в глаза и уши ребенка и оседает в его подсознании. Пока ребенок мал вы тот фильтр, который просто обязан отсеивать негативную информацию и быть на страже чистоты его восприятия.
- Организуйте день ребенка так, чтобы не оставалось времени на бессмысленное время провождение. Очень желательно, чтобы у ребенка был режим дня. Это организует его, сделает более собранным и целеустремленным. Пока ребенок мал он не может сам организовать свой досуг. Ваша задача — постоянно направлять его, контролировать, в лучшем смысле этого слова.
- Постарайтесь ставить перед ребенком, пусть маленькие, но ежедневные цели, а вечером, перед сном, обсудите, что получилось или не получилось и почему. И обязательно хвалите и поощряйте его. Ваша задача уже в самом раннем возрасте определить склонности и предпочтения вашего ребенка и, исходя из этого, целенаправленно развивать его склонности и задатки.
- Старайтесь продумывать гардероб вашего ребенка, чтобы в нем не было лишних никчемных вещей, забивающих полки. Пусть все в гардеробе вашего ребенка будет функционально. То же можно сказать и об игрушках. Их следует покупать осмысленно, отдавая предпочтение развивающим игрушкам, от них и пользы больше и интерес к ним сохраняется надолго.
- Если в семье возникают материальные затруднения, пусть для вашего ребенка это не будет тайной. Приучайте его с раннего детства быть не потребителем, а равноправным членом семьи. В разумных пределах, делитесь с детьми своими проблемами, возникающими на работе, пусть ребенок учится понимать, что деньги платятся не просто за посещение рабочего места, а за конкретную работу, а ее выполнение сопряжено с определенными трудностями.
- Всегда рассказывайте ребенку, что вам всем необходимо заботиться о своих родителях, пусть он знает, что эта забота выражается и в материальном эквиваленте. Тогда ваш отказ в его очередных притязаниях на новомодную игрушку будет более весомо обоснован.
- Обращайте внимание ребенка на нужды других людей. Только здесь очень важно правильно расставить акценты, чтобы он при этом чувствовал не собственное превосходство, а желание помочь.
- Введите традицию на общесемейную копилку, куда откладываются сэкономленные средства для совместного отдыха. Это научит его не быть расточительным и сильно поубавит его претензии на покупку очередной игрушки.
- Учите детей заботиться о «братьях наших меньших», пусть ваш ребенок учится понимать, что они нуждаются в нашей опеке. И если возникает альтернатива купить корм для бездомных животных или игрушку, он сам принимал решение в пользу животных именно потому, что они живые, настоящие.
- Приобщайте ребенка к творчеству, пусть он рисует, лепит, сочиняет стишки. Рано почувствовав радость творчества, он априори будет чужд «вещизма». Подойдет любая деятельность, лишь бы там присутствовало творчество: шитье, вязание, оригами, мягкие игрушки, плотницкая работа для мальчиков – все это не только развивает мелкую моторику рук, что само по себе благотворно влияет на развитие мозга, но дает возможность ребенку очень рано осознать радость творения.
- Учите вашего ребенка общаться с другими детьми, делиться с ними своими игрушками, и не ругайте его, а хвалите, если он делится единственной конфетой. Если ваш малыш на такое способен вам есть, чем гордиться. Маленькие дети все ужасные собственники и вывести их из этого состояния задача родителей. Вывести, а не подтвердить, что жадность – это единственно правильное состояние души в современном мире.
- Устраивайте с вашими детьми благотворительные акции. В любой семье, независимо от ее дохода, найдется, чем поделиться. Это могут быть игрушки, в которые ребенок давно не играет, это может быть одежда, из которой он вырос или просто почему-то не носит. Тут главное, чтобы ребенок сам решал, что он готов отдать. А еще очень важно, чтобы это было сделано деликатно, не на показ, дескать, вот мы какие добрые, а тонко, не оскорбляя ничьих чувств.
- Родители просто обязаны учиться быть родителями. Рождаемся мы детьми, а становимся родителями, надо всегда помнить, что вашу модель семьи ребенок, повзрослев, перенесет в свою семью. Ответственность слишком высока, чтобы самонадеянно думать, что все и так сойдет. В наш информационный век чего-чего, а этой самой информации хоть пруд пруди. Доступны все труды по педагогике, детской психологии. Дорогие родители, читайте и учитесь, выходите на форумы, где обсуждаются проблемы воспитания, советуйтесь со специалистами, если ситуация становится неразрешимой в кругу семьи, но не пускайте воспитание вашего чада на самотек.
В вышеприведенных советах подсказка с чего начинать. И главная подсказка, что начинать надо с себя. Потому, что трудно маме, бьющейся в конвульсиях от радости по поводу купленной сотой кофточки на распродаже, объяснить своей 5-летней дочке, что никакая 101-ая кукла ей не нужна. Ребенок этой маме просто не поверит. И будет прав.
13 советов от психолога и педагога И. Беляевой, которые помогут научить ребенка осознанному потреблению:
1) Замечательно, если ребенок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста. Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления. А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.
2) Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.
3) Не следует предлагать непосильного выбора. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.
4) В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же? Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности. Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели. Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.
5) Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».
6) Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.
7) Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.
8) Обсуждайте тонкие вопросы. А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей. Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!
9) Посмотрите с ребенком рекламу и обсудите, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть. Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки. Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?
10) Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф. Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.
11) Дайте ребенку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.
12) Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.
13) Еще разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?