Недетский разговор — откуда берутся дети?

Однажды ребенка начинает мучить вопрос, откуда он взялся. Скомканное и непонятное объяснение удовлетворит не каждого, а фантастические истории (принес аист или нашли в капусте) могут повлечь за собой еще множество вопросов. Именно поэтому важно знать, что именно хочет узнать малыш и как правильно ему ответить.

Почему нужно объяснять, откуда берутся дети?

Беседовать на «щекотливую» тему с детьми решится далеко не каждый. Но психологи считают, что именно родители (не дядя с тетей, не сверстники, а именно мама и папа!) обязаны своему ребенку объяснить, откуда берутся дети.

И причин для этого несколько:

  1. Основной источник любой информации для малыша – это мама с папой. Если отвечать на одни вопросы и игнорировать другие, то можно сформировать у ребенка неправильное представление об интимной сфере человека.
  2. Если ребенок не сможет удовлетворить познавательную потребность от родителей, то будет искать ответ самостоятельно, а помогут ему в этом СМИ и «осведомленные» товарищи. Как итог – неправильные выводы, которые могут послужить причиной многих проблем в будущем.
  3. «Непросвещенный» ребенок может стать жертвой насилия.

Поэтому не стоит впадать в панику, услышав каверзный вопрос. Нужно сначала понять, что именно хочет услышать ребенок, а затем подобрать исчерпывающий ответ.

Как разговаривать с ребенком?

Просвещать любопытного малыша придется постоянно: если маленького исследователя интересует, откуда он появился, то ребенка постарше будет мучить вопрос, как он там оказался.

Правильный подход к объяснению включает в себя несколько важных правил:

  1. Погода в доме – определяющий фактор, позволяющий как облегчить объяснение, так и затруднить его. Теплые отношения между родителями, любовь и взаимное уважение позволят ребенку сделать вполне логичный вывод: он родился потому, что его захотели мама и папа. Сложно будет сделать подобный вывод в семье, где царит атмосфера неприязни и недоброжелательности.
  2. Спокойствие, только спокойствие: ваше чадо не интересуется непосредственно физиологическим процессом, скорее всего его даже не интересует анатомическое строение человека, ему просто любопытно: откуда он взялся? Поэтому не стоит нервничать и краснеть, как школьники. И тем более уходить от ответа: «Тебе рано об этом знать!», «Вырастешь – узнаешь!». Конечно, он узнает. Вот только что и как ему преподнесут – это еще неизвестно.
  3. Доступность информации. Объяснение должно соответствовать возрасту: то, что примет дошкольник, совсем не удовлетворит подростка.
  4. «Дерево»: первое объяснение – это ствол, на котором постепенно будут наращиваться веточки – дополнения.

Объяснить, откуда берутся дети

Осталось запастись терпением (дети могут задать много вопросов, если что-то недопонимают), доброжелательностью (ребенок должен понимать, что рождение – это естественный процесс, которого не следует стыдиться), пониманием и отправиться удовлетворять любопытство малыша.

Если ребенку меньше 3-х лет

Но он все равно заинтересовался, откуда он появился, не нужно рассказывать ему сказки про аистов и капусту, и даже про специальные магазины заикаться не стоит. В любом случае, это ложь. А лгать любимому человечку нехорошо (малыш, когда узнает правду, подсознательно воспримет это как предательство).

Лучше сказать, что раньше малыш был очень маленький, поэтому жил в мамином животике, где было безопасно и уютно. А когда пришло время (вырос), родился. Объяснять более подробно не требуется: малышу вполне достаточно будет полученной информации.

Дошкольник (4-6 лет)

Очень любознателен, поэтому постоянно слышатся его «Почему?». Однако не стоит обманываться: углубляться в изучение какого-то конкретного вопроса маленьким детям не нравится (становится скучно), поэтому объяснять нужно дозировано, доступным языком.

Во время объяснения можно опираться на выдержки из специальных детских энциклопедий, но не следует в этом возрасте все объяснять подробно и откровенно. Например, малыш, которому сказали, что он рос в мамином животе, через время задастся вопросом: откуда он там появился?

Примерный план ответа может выглядеть следующим образом:

  • Мама с папой познакомились, полюбили друг друга и решили создать семью.
  • Когда стали жить вместе, начали мечтать о ребенке.
  • Папа посадил в мамин живот семечко, из которого и вырос ребенок.

Более подробные объяснения будут в данном возрасте лишними. Беседу можно сопровождать фотографиями и соответствующими иллюстрациями из детских книжек.

Если чадо заинтересуется, почему девочки и мальчики разные, то нужно познакомить его с особенностями анатомического строения мужского и женского организма. При этом можно опираться на изображения в детских книгах, мультфильмы. Объяснять, как он вышел из живота, нужно просто и понятно: внизу есть специальное отверстие, которое в нужное время становится шире, чтобы через него смог выйти младенец.

Не следует при разговоре с ребенком:

  • Использовать научные понятия, которые ему непонятны: основной упор следует сделать на эмоциональную составляющую, объясняющую появление ребенка в результате родительской любви и дружбы.
  • Показывать неудовольствие от того, что он уже что-то знает: нужно спокойно рассказать то, что нужно, и предложить в следующий раз приходить с вопросами к родителям.

Беседа должна основываться на взаимном доверии. Только такое отношение располагает к контакту.

Младший школьник (6-9 лет)

Даже если он не интересовался вопросами появления на свет, его следует просветить по этому поводу. Иначе об этом позаботятся его сверстники. Если ребенок сам задал вопрос, следует узнать, почему он спрашивает и что он уже знает. Может, нужно только дополнить его знания недостающей информацией.

О чем можно сказать:

  1. О том, что мужской сперматозоид встречается с женской яйцеклеткой.
  2. Как происходит оплодотворение и развивается зародыш.
  3. Как счастливы родители, когда приходит пора для рождения ребенка.

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети

Чего следует избегать:

  • Подробного объяснения полового акта.
  • Использования непонятных терминов.
  • Подробного описания мучений женщины во время родов, особенно в разговоре с девочкой (пугающие подробности могут вызвать панику перед родами в будущем).

Особое внимание следует уделить нравственной стороне вопроса: ребенок появился в результате любви родителей.

Подросток

В этом возрасте обесценивается родительский авторитет, поэтому доверие может постепенно пропасть. Однако без него беседы на волнующую тему просто невозможны.

Ребята в этом возрасте начинают интересоваться противоположным полом, появляется первая влюбленность. Психологически они все еще дети, но физиологически готовы «стать взрослыми». Поэтому беседы должны быть посвящены в основном планированию семьи, зачатию, беременности, способах контрацепции, последствиях аборта.

Ни в коем случае не «сухое» наставление, а равноправный диалог, в котором вещи называются своими именами, и рассказывается о действительных опасностях.

Чему уделить внимание:

  • Ребенок – это огромная ответственность, поэтому к его рождению нужно готовиться сознательно, и рожать его следует, когда оба родителя будут готовы нести эту ответственность.
  • Если ребенок поделился своей проблемой, то он нуждается в совете и утешении, а не критике и угрозах.

Любое неправильное слово или действие может нарушить хрупкое доверие. Если родители волнуются за ребенка, то они оказывают ему поддержку в любой ситуации.

Какие ошибки могут совершить родители?

Неправильно поставленная беседа не оказывает положительного воздействия на ребенка.

От чего следует отказаться родителям при разговоре с ребенком:

  1. Обман. Если маленький ребенок еще может поверить, что его нашли в капусте (кстати, он даже может сделать вывод, что родители ненастоящие, а приемные!), то ребенок постарше в ответ лишь посмеется. Не стоит разрушать доверительные отношения ложью.
  2. Испуг. Ребенок остро чувствует эмоции родителей, которые для него являются эталоном. Он, почувствовав страх, тоже начинает бояться, а подобное отношение к интимной сфере может привести к некоторым проблемам.
  3. Отказ. Любознательный исследователь в этом случае будет искать информацию из других источников, но будет ли она достоверной? Поэтому не следует игнорировать вопросы рождения детей, лучше взять паузу, подумать, и в ближайшее время побеседовать с малышом.
  4. Большой объем информации. Не следует маленькому ребенку рассказывать о встрече сперматозоида с яйцеклеткой. Он все равно не сможет воспринять сложную информацию, которая ему пока не нужна. Достаточно простого объяснения, которое будет постепенно дополняться с возрастом.
  5. Молчание. Если малыш не задает вопросов, значит, он или не доверяет родителям, или чувствует, что эта тема им неприятна.
  6. Недоговаривание. Не следует избегать темы насилия: малыш должен знать о подстерегающих его опасностях (но без устрашающих подробностей!), о том, что нельзя уходить с незнакомцами и что его никто не имеет права трогать. А если подобное произойдет, то нужно сразу рассказать родителям.

Еще одно правило: с дочкой должна разговаривать мама, а с сыном – папа. Если чадо смущается говорить на подобные темы, то можно предложить почитать соответствующую книгу или посмотреть фильм, который потом обсудить. Не следует давать детям нудный наказ о том, как себя следует вести, а как – нет. Нужно спокойно объяснить, чем опасно неправильное поведение, и уверенно ответить на все вопросы.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *