Каким должен быть современный педагог – чему не учат в ВУЗе, а родители требуют?

 

Одна из важнейших и необходимых профессий – это учитель. Ее обсуждают и оценивают практически все: школьники и их родители – бывшие ученики. Мнения разные, но совпадают в одном – не каждый сможет быть учителем. Ведь качества, присущие истинному педагогу, прививаются не только в ВУЗе.

Самое важное: образование или стаж?

Кто-то считает, что основной составляющей характеристики современного педагога является образованность. Причем предпочтение отдается учителям, которые получили высшее образование, прошли программу переподготовки или курсы повышения квалификации. Свои выводы они подтверждают тем, что человек узнал детскую психологию, получил необходимую информацию и понял, в каком виде ее лучше предоставлять ученикам.

Сторонники другой характеристики – опыта работы – не зацикливаются на количестве знаний. Ведь педагог проработал определенное количество лет, он не теоретически, а практически нашел лучшие способы и методы донесения информации до учеников. Ему легче управлять детским коллективом. Главное, чтобы педагог любил детей. Вот только понимание «любви педагога» у родителей разное. Кто-то считает, что оно заключается в хорошем отношении. Некоторым достаточно, чтобы учитель ставил хорошие отметки, задавал меньше заданий на дом. Встречаются и такие, которые требуют особого внимания к своим детям.

Конечно, образование и стаж – важные, однако не основные составляющие образа современного педагога. Ведь человек может получить лучшее образование, но не сможет донести информацию до школьников. Преподаватели – «старожилы» используют одни и те же приемы и методы обучения и воспитания, упуская из виду, что мир меняется, меняются способы познания, значит, нужно изменять используемую методику.

Каким качествами должен обладать современный педагог?

Многие путают понятия «педагог» и «учитель», считая, что они обозначают одно и то же. На самом деле разница есть:

Учительэто наставник, позволяющий ученику овладеть определенными знаниями (математическими или филологическими, например).

Педагог – он не только учит, но и воспитывает. Поэтому он должен иметь необходимые знания и уметь применять их в определенной ситуации. Какие черты характера помогут педагогу достичь успеха в нелегком преподавательском труде?

Заинтересовать учеников

Заинтересованность

Интерес к работе – это сильнейшая мотивация повысить уровень знаний и умений.

Заинтересованный педагог находит и исследует новые методики, подходы к воспитанию и обучению, сравнивает их со старыми, создает свою, уникальную, которой придерживается в работе.

Для этого он принимает участие в конференциях, обучающих мастер-классах, проходит курсы повышения квалификации. Педагог при этом сам чему-то научиться и делится своими знаниями, наработками с коллегами. Заинтересованность учителя, использование различных методов позволят привлечь внимание учеников, повысить их познавательный интерес.

Умение анализировать

Чтобы найти правильное решение, необходимо уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, выражать свое согласие или несогласие, объяснять точку зрения.

Любые свои действия педагог должен уметь сопоставлять с поставленными целями и задачами, преподносить информацию так, чтобы дети тоже учились разбираться в ней (тем более что это подразумевают современные образовательные стандарты). Если педагог не умеет анализировать ситуацию с разных сторон, то научить этому детей он не сможет.

Психологическая подкованность

Знание особенностей развития детей разных возрастов, особенностей развития группы и других психологических понятий и законов помогут педагогу сориентироваться в различных ситуациях и правильно построить работу по получению каких-либо знаний и умений, достижению поставленной цели.

Особую роль играет развитие навыков коммуникации педагога, умение работать с группой и каждым человеком в отдельности и умение разрешать конфликтные ситуации.

Если у человека не будет необходимых знаний, если он не сможет воздействовать на класс, то ему сложно будет управлять доверенным коллективом.

Взаимодействие с классом

Уважение

Современные дети требуют уважения к себе, отношения, как к равным. Если вдруг ученик задал вопрос, на который педагог не может дать ответ, он должен не давить своим авторитетом, а осознать и принять такое положение вещей, постараться разобраться в вопросе, найти необходимую информацию, провести конструктивную беседу.

Дети могут знать то, чего не знает учитель. В этом случае не следует унижать того, кто знает больше своим неверием, педагог должен уметь признавать свою неправоту.

Снисходительное отношение, общение, как с бесправными существами, способно вызвать протест со стороны учеников (он может выражаться в открытой конфронтации или внутреннем неприятии). Это приведет к потере доверия и разочарованию, как следствие – неуважительному отношению к учителю и предмету, который он преподает, занижению самооценки учащихся. Продуктивное сотрудничество при таких условиях просто невозможно.

Знание самого себя

Настоящий педагог должен осознавать причины своего поведения, действий, предвидеть возможные последствия. Если он не может контролировать себя, действует импульсивно, он может быть опасен для детей.

Здоровье

Только здоровый человек может принести пользу обществу. Если он болеет, то его внимание больше приковано к своему состоянию, чем к работе. Постоянная усталость способствует эмоциональному выгоранию. Такой педагог не сможет увлечь детей, помочь им развиваться. Для него работа будет тяжелым, не приносящим радость трудом.

Занятия спортом

Чтобы поддерживать себя в нормальном состоянии, педагог должен следить за распорядком своего дня, чередовать работу и отдых, заботиться о душевном равновесии.

Современный педагог должен быть примером для своих учеников во всем. Уважительное отношение к детям, заинтересованность в работе, знание психологии помогут создать оптимальные условия для работы, раскрыть потенциал каждого ученика и добиться высоких результатов в своей деятельности.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *