Как правильно объяснить ребенку, что такое «дружба», «мужская дружба», «женская дружба»?
Малыш растет, находит единомышленников на игровых площадках или в детском саду. Через какое-то время он начинает выделять кого-то одного, кого захочет назвать своим другом. И кто знает, может эта дружба сохранится надолго. Но для этого ему нужно объяснить, что значит дружба и каким должен быть настоящий друг.
Как объяснить, что значит дружба?
Первые друзья ребенка – это игрушки, которые дети обычно одушевляют: они их кормят, поят, учат уму-разуму, укладывают спать. Конечно, советовать двухлетнему карапузу, какую игрушку брать и с кем ему лучше дружить, не стоит – ведь ребенку сложно понять мотивы взрослых. А вот познакомить с понятием дружбы стоит.
Для объяснения лучше использовать игрушки: куколка Маша дружит с медвежонком Мишей, они ходят в гости, делятся игрушками, помогают в трудных ситуациях (вот, например, Маша вчера заболела, а Миша принес ей малинового варенья, чтобы она быстрее выздоровела), ведь они – настоящие друзья. Им интересно разговаривать и играть вместе. Если вдруг разлучаются, то скучают друг без друга.
Помогут детям осознать ценность дружбы фильмы, сказки и стихотворения о дружбе. Обсуждение сюжета после просмотра телевизора или чтения книги, оценивание ситуации, анализ поступков главных героев – все это помогает сделать вывод, что герои смогли решить проблему, когда объединились. Значит, дружба приносит не только положительные эмоции, но и пользу.
Важно донести, что важнее не внешний вид, а поступки человека. И тут обязательно привести пример. Рассказать сказку о красивой лисице, которая была подругой зайца. Она заманила доверчивого зайчишку далеко в лес, и хотела съесть. Но зайцу повезло: их заметила старая мудрая коза и прогнала лису. Это сказка для маленьких детей, для взрослых ребят желательно привести пример из жизни.
Как найти друга?
Чтобы найти единомышленника, нужно уметь знакомиться.
- Подскажут, какие слова нужно произносить при знакомстве.
- Предложат детям поделиться игрушкой с другими, чтобы завязать знакомство.
- Организуют совместное занятие детям, которые не решаются подойти друг к другу.
Нежелательно говорить ребенку при этом: «Не бойся!». Сознание человека устроено так, что оно не видит частицу «не». Лучше сказать: «Я уверена, ты справишься!» или «Будь смелее!». Тогда все действительно получится, и малыш будет чувствовать себя смелым и уверенным.
- С другом человек чувствует себя легко и хорошо, он дарит положительные эмоции.
- От друга можно услышать критику, но не оскорбление.
- Другу можно рассказать все – он не предаст.
- Друг всегда поможет.
- У друга может быть свое непохожее мнение, которое никак не влияет на дружбу.
Ребенок должен понимать, что эти правила относятся к нему тоже, ведь он тоже будет другом.
Как прививать умение дружить?
С раннего детства нужно воспитывать у ребят чувство дружбы, желание оказывать помощь, искренность и добропорядочность. Учить уважению и доверию, дружбе и бережному отношению друг к другу нужно на собственном примере. Ведь дети все повторяют за своими родителями. Если взрослые позволяют себе в порыве гнева толкнуть малыша, то не стоит и говорить о том, что он будет толкать и обижать сверстников. Он повторит то, что увидел по отношению к себе.
- Подобрать интересное стихотворение о дружбе и выучить его.
- Написать рассказ о своем друге.
- Интервью «Настоящий друг» — в ходе опроса ребенок рассказывает о своем понимании дружбы, ее ценностях, качествах лучшего друга.
- Продолжи: «дружба – это …», «друг – это …», «настоящий друг никогда …».
Дружба – это всегда взаимное чувство. Нельзя просто пользоваться хорошим отношением другого человека, необходимо и самому делать по отношению к нему добрые дела.
Если друг оказался вдруг …
Детская дружба – чувство чаще всего непостоянное: сегодня играют вместе, а завтра уже обзываются и кидаются песком. Следует понимать, что каждому ребенку свойственно проявление агрессии, поэтому не следует запрещать им дружить друг с другом.
Разговоры должны вестись в доброжелательном настроении, при этом не должны звучать осуждения или упреки в адрес нелицеприятного поведения ребенка. Лучше привести какой-либо пример (можно включить фантазию, если не вспоминаются жизненные случаи). Дети лучше понимают сказочный или жизненный сюжет, чем абстрактные предположения («Если бы ты …, то …»).
Недостаточно одного-единственного рассказа на конкретную ситуацию. К каждой теме нужно возвращаться неоднократно, перечитывать сказки, заново их обсуждать. Также важно анализировать ситуации, которые происходили с малышом и другими детьми. Пытаться определить причину поступков, ставить себя на их место.
В этом случае можно донести до него, что и другие тоже имеют право не делиться с ним, а там уж пусть сам решает – делиться или нет.
Мужская и женская дружба
Некоторые девочки предпочитают носиться и лазать по деревьям с мальчиками, тогда как некоторым мальчикам больше нравится «девчачье» общество.
Чтобы приобщить малыша к игре с детьми «своего» пола, нужно приглашать чаще этих ребятишек и организовывать для них «мальчишеские» или «девчачьи» игры. Появление позитивного опыта в общении с ровесниками, поддержка и доверие со стороны родителей — вот условия того, что ребенок сможет найти настоящего друга.
Когда ребенок станет постарше, ему можно сказать, что дружба бывает разной, и зависит она от характера друзей, их пола и возраста. Дружба между подростками, не умеющими ценить это чувство, разительно отличается от дружбы взрослых, которые смогли осознать и оценить прелесть дружбы. Женская дружба полна эмоций, тогда как мужская чаще всего малоэмоциональна.
В любом случае разделение дружбы на женскую и мужскую абсурдно, потому что в эмоциональной и физической помощи, бескорыстной во всех отношениях нуждается каждый. Каждому нужен друг, способный побыть единомышленником и разделить радостные и печальные моменты.