Упражнения и занятия для развития речи у дошкольников
Содержание статьи:
От того, как будет развита речь у ребенка дошкольного возраста, зависят его дальнейшие успехи в обучении и в дальнейшей жизни. Каждому возрасту соответствуют свои особенности речевого развития. Способность разговаривать не является врожденной. Если не развивать у детей речевые навыки, они будут плохо говорить и могут отставать от сверстников в умственном развитии.
Для чего нужно развивать речевые навыки с раннего возраста?
Малыши, если с ними не разговаривать и не заниматься с самого рождения, могут начать разговаривать очень поздно. Речевые навыки появляются у ребенка совместно с физическим и умственным развитием.
Когда малыш плохо разговаривает, ему сложно общаться с окружающими, так как он не умеет связно выражать свои мысли и правильно произносить слова. Это травмирует маленького человечка, он становится раздражительным, проявляет агрессию, что непременно скажется на его дальнейшей жизни и способности к обучению в школе.
Основными целями развития речи у дошколят являются:
- подготовка к школе;
- расширение словарного запаса малыша;
- прививание навыков грамотной речи;
- развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Если в определенном возрасте ребенок говорит не так, как его сверстники, значит, ему требуется помощь логопеда, который внесет определенные коррективы в речевое развитие малыша. В некоторых случаях может потребоваться даже помощь детского психолога.
Развивающие игры и игрушки для развития речи у детей
Чем лучше у малыша развита мелкая моторика, тем быстрее и лучше он научится говорить. Существует прямая связь между речью и развитием у ребенка ручек и пальчиков. Развитию моторики способствуют множество игрушек и развивающих игр.
Вот лишь несколько из них!
- Маленькие детки с удовольствием играют в пирамидки, с большим упорством нанизывая колечки на палочку. Когда малыш подрастет, он может нанизывать более мелкие предметы, к примеру, бусины или мелкие шарики.
- Хорошо развивает мелкую моторику лепка из пластилина, теста или глины. Кроха не только катает шарики или колбаски, но и разминает в руках материал для лепки, укрепляя тем самым свои пальцы.
- При развитии моторики у детей никак не обойтись без рисования. Умение правильно держать карандаш или ручку укрепляют пальчики и способствуют появлению у крохи красивого почерка в дальнейшем.
Говорите с малышом, когда гуляете с ним, кормите, переодеваете или купаете. Рассказывайте ему обо всех своих действиях. Читайте крохе сказки, напевайте песенки. Когда ребенок берет в руки игрушку, опишите ее доступными словами. К примеру, курочка «говорит»- цып-цып, молоточек — тук-тук, колокольчик — динь-динь. Давайте игрушкам имена, которые легко выговорить. Кукла может быть Катей или Машей, а медвежонок — Мишей.
Вспомните, как родители качали вас на коленях: «По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам, бух в ямку!». Если играть в эту игру с малышом регулярно, то, когда вы сделаете паузу перед последним словом, он, заметив, что вы молчите, попытается сказать слово «бух» сам.
В 2-3 года кроха более активно рисует, конструирует и строит домики из конструктора. К четырем годам ребенок проявляет интерес к настольно-печатным играм, которые способствуют развитию логического мышления. Дети в этом возрасте в состоянии сложить картинку из достаточно большого количества пазлов, что способствует развитию мелкой моторики.
Мультфильмы для развития речи у детей дошкольного возраста
Умение говорить у маленького человечка развивается на основе понимания чужой речи. Казалось бы, включи ему мультик, он будет слушать, запоминать и повторять. Но не все так просто. Малыш запоминает и выговаривает те слова, смысл которых он понял. Помочь в этом ему могут лишь взрослые, терпеливо объясняя смысл того или иного слова.
Мультфильмы не всегда хорошо озвучены. Герои говорят очень быстро и малышу трудно уследить за произносимыми словами. Разговаривать с крохой нужно медленно, хорошо выговаривая каждое слово, чтобы малыш мог усвоить их смысл и выделить из потока речи знакомые звуки. Часто сменяющиеся на экране кадры отвлекают ребенка, он увлечен происходящим и не может при этом думать и анализировать увиденное и услышанное.
В сети можно найти множество тематических мультфильмов. Если кроха крутится с вами на кухне, поставьте мультфильм про посуду. В этот малыш не только будет знать такие названия, как тарелка, чашка или кастрюля, но и сможет их потрогать.
В интернете есть интересные тематические мультфильмы про животных, например, «Едем в зоопарк» или «Прыг-скок». Ненавязчиво и доступно научат ребенка внимательно слушать и правильно говорить обучающие серии мультфильмов на DVD, к примеру «Умный малыш» (от 0 до 4-х лет) или «Развивашки» (от 2-х до 10 лет).
Аудиозаписи для развития речи у дошколят
Можно вместо телевизора включать крохе аудиозаписи сказок или детских песенок. На просторах интернета можно найти записи для любого возраста. Это может быть «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», сказки Андерсена и любые другие.
Если вы читаете малышу сказки, можно самому начитать и записать те, которые его больше всего заинтересовали. Возможно, слушать сказку, озвученную маминым или папиным голосом, малышу понравится больше, чем профессиональная аудиозапись.
Упражнения для развития и закрепления речевых навыков
Речь у детей дошкольного возраста отличается тем, что недостатки в речевом развитии постепенно закрепляются и становятся хроническими. Победить эту проблему бывает сложно, а порой даже невозможно. Логопеды считают, что родители могут и должны вовремя исправлять речевые отклонения у малыша.
Когда мы произносим слова, мы задействуем речевой аппарат, в который входят язык, губы и мягкое небо. Артикуляционные упражнения являются основой при развитии речи. В них входят растягивание рта в улыбке, складывание губ трубочкой, широкое открывание рта. При заметных дефектах речи специальные артикуляционные упражнения назначает логопед. При дыхательных упражнениях кроха должна вдыхать воздух носиком, плавно выдыхая ртом, не надувая при этом щечки. Несколько развлекательных игр помогут развить дыхательный аппарат «Испорченный телефон» Чтобы у маленького человечка развивалось слуховое внимание и фонематический слух, поиграйте с ним в испорченный телефон. Отойдите от него на 2-3 метра, затем шепотом, но очень четко попросите проделать какое-либо действие. Он должен выполнить задание. «Жмурки» Поиграйте с ребенком в жмурки с колокольчиком, или выдавая свое присутствие хлопком в ладоши. Лучше проводить такую игру на открытом пространстве, чтобы ребенок не натыкался на предметы мебели и не получал травмы. «Закончи фразу» Хорошо развивает память и речь игра «Закончи фразу». Прочитайте малышу известный стишок или сказку, не договаривая последнего слова или звука. Малыш должен научиться заканчивать фразу за вас. «Игра в слова» Дети в возрасте 4-6 лет охотно играют в слова. Вы называете слово, а его задача назвать какой-либо предмет на последнюю букву. Пальчиковые игры не только развивают речь малыша (сорока, сорока, кашу варила и т. д.), но и укрепляют мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на развитии речи. Если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, то с ним обязательно проводят занятия по развитию речи. Поинтересуйтесь, какие упражнения и игры нравятся вашему малышу, и закрепляйте дома достигнутые в детском саду успехи.