Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка 1-3 года
Содержание статьи:
Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.
Польза упражнений
По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на развитие мелкой моторики, мышления и речи дошкольников. Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:
Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.
Преимущества пальчиковых игр:
- Активизация речевых зон коры головного мозга.
- Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
- Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
- Улучшение памяти.
- Овладение навыками рисования и письма.
- Развитие творческой фантазии и воображения.
- Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.
Правила проведения занятий
- Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
- Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
- Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
- В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
- Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
- Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
- Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
- Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
- Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.
Виды упражнений
Все упражнения можно разделить на несколько категорий:
- Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
- Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
- Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
- Массаж
Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.
В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.
- Игры с предметами
- Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
- Сортировать крупы.
- Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
- Оценивать фактуру различных тканей.
- Рисовать пальчиками.
- Потешки
Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».
Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.
- Составление фигурок
Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.
Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.
- Игры на развитие моторики
- Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
- Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
- Упражнения для улучшения внимания и памяти
- Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
- Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.
Популярные книги и пособия
Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».
Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.
Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.
Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.
Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.