Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка
Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.
Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка?
С грустью смотрит мама на своего малыша – такой красивый и обаятельный, и все-все понимает, но совершенно непонятно, что он хочет сказать. А, между тем, его сверстники уже бойко общаются друг с другом и с взрослыми, могут повторить небольшие потешки и стихотворения.
Почему ребенок может не говорить в 2 года — все возможные причины
Близкие и друзья наперебой спешат успокоить родителей такого ребенка, рассказывая, как кто-то «заговорил и в 5, и в 6 лет, и — ничего, не хуже других…».
Между тем, при малейшем подозрении на отставание детей в речевом развитии нужно немедленно предпринять несколько важных шагов:
- Внимательно понаблюдать за своим ребенком, сравнить его речевые умения с таблицей показателей нормы появления детской речи.
- Обследовать слух малыша у отоларинголога. Встречаются случаи, когда ребенку исправляли дефекты речи, а у него была никем не замеченная врожденная тугоухость.
- Провести расширенное обследование у детского невропатолога, психоневролога. Проблемы речевого развития и патологии нервной системы тесно связаны друг с другом.
- Получить консультацию опытного психолога – дефектолога.
Казалось бы, зачем делать диагностику речевой патологии – ведь все «неговорящие» дети просто молчат. Дело в том, что при разных речевых проблемах применяется различный подход к их исправлению.
К сожалению, диагноз «моторная алалия» ставят детям с дефектами речи неоправданно часто, руководствуясь принципом «лучше перестраховаться, чем пропустить».
Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог. Работа логопеда с ребенком-алаликом проходит поэтапно. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.
Моторная алалия – общие рекомендации для родителей
Как строить общение и взаимодействие со специалистами:
Родители и речевая среда для ребенка-алалика
Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией.
Главное, что они должны сделать – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания.
Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.
Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:
- Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
- Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
- Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
- Словосочетания нужно повторять несколько раз;
- Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
- К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.
Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.
Чего делать нельзя
Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма.
И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.
Он должен слышать только правильно звучащую речь.
Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку.
Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам.
Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.
Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Каждый день должен быть заполнен играми и занятиями, приближающими малыша к заветной цели – овладению правильной речью.
Не нужно замыкаться наедине со своей проблемой. Очень помогает сохранить веру в успех общение с родителями таких же детей в интернет-сообществах, на логопедических форумах.
Выстроить правильную линию поведения, определиться с методикой самостоятельных занятий поможет чтение специальной и популярной литературы.
Вот несколько очень хороших книг:
- Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
- Т. Башинская. Как разговорить молчуна.
- Н.В. Белов. Самоучитель по логопедии.
Несмотря на то, что они в большинстве своем рассчитаны на профессионалов, из этой литературы можно почерпнуть для себя много интересного, а главное — убедиться в том, что с моторной алалией можно справиться.