Полезные развивающие игры для небольшой компании детей 5-6 лет
Пятилетний карапуз – это уже не тот ребенок, который буквально радовался всему, что его окружает. Он начинает самостоятельно размышлять, определять, что ему нравится, а что – нет. В этом возрасте сознание малыша способно освоить достаточно большой объем информации, поэтому развивающие игры должны затрагивать все стороны жизни.
Направленность развивающих игр
Малыш стремится узнать как можно больше об окружающем мире, высокий познавательный интерес помогает усвоить огромное количество информации и научиться многому в этот период.
- Навык чтения, умение распознавать буквы и складывать их в слоги.
- Навык счета, умение считать в уме.
- Фантазию и воображение – дети любят слушать и сочинять сказки, на основе известного произведения можно придумать какой-либо игровой сюжет, с помощью сказок можно познакомить ребят с правилами поведения в обществе и законами морали.
В этом возрасте важно начать формировать умение выявлять причинно-следственные связи. Если приступить к этому ранее, то ребенок может просто не понять, что от него требуется. Позднее, когда он пойдет в школу, этот навык ему очень пригодится.
- Окружающий мир: ориентирование в сезонах года, днях недели и временах суток, знание своего имени, фамилии, адреса, умение отличать домашних и диких животных, распознавание основных цветов и их оттенков.
- Математика: умение пересчитывать предметы больше десяти, делить геометрические фигуры на равные части.
- Память: запоминание до 10 картинок и предметов, умение быстро заучивать небольшие стихотворные произведения, пересказывать коротенькие произведения – сказки или рассказы, описывать картинки по памяти.
- Внимание: ориентирование среди объемных геометрических форм, нахождение до 6 отличий между картинками, воспроизведение движений или узора по образцу, наблюдение за несколькими предметами сразу (до 10 предметов).
- Мелкая моторика: аккуратное раскрашивание в пределах контура фигуры, завязывание узлов, лепка простых фигур из пластического материала.
- Мышление: выделение лишнего предмета, воспроизведение модели из конструктора по образцу, нахождение до пяти отличий, выявление простейших причинно-следственных связей.
- Развитие речи: составление рассказа по картинке, воспроизведение стихотворений с выражением, различие гласных и согласных звуков.
Игры на развитие мыслительных процессов
- «Пазлы» — дети могут собирать их как индивидуально, так и в группе. Сложность картинки и величина частей зависит от возможностей детей. Игру можно видоизменить, придав ей математическую направленность. На бумажном листе рисуют или распечатывают геометрические фигуры, делят их на равные части и вырезают. Задача детей – собрать все фигуры и назвать их.
- «Ролевые игры» — один из детей становится врачом, а другие – пациенты, или подразделяются на учителя и учеников. Такие игры позволяют ребятам научиться выявлять причинно-следственные связи в поведении и речи взрослых.
- «Найди лишнее» — исключая лишний предмет по какому-либо признаку, дети учатся проводить аналогии, выявлять сходства и отличия. Можно усложнить задание, подразумевая неоднозначный ответ (лишним может быть предмет другой формы или другого цвета).
- «Память». Детям показывают 5-10 предметов. Они стараются внимательно их рассмотреть и запомнить в течение 30 секунд. После этого предметы сверху накрывают тканью, а дети перечисляют предметы по очереди. Кто не может назвать – выбывает из игры. Побеждает тот, кто произнес последнее наименование. В награду его можно сделать водящим в следующей игре.
- «Веселый счет». Для этой цели подойдут занимательные задачи в стихах, слушая которые дети находят ответ в уме. Можно предложить детям пересчитать героев любого прочитанного произведения. Выслушав ответ каждого, посчитать вместе и похвалить победителя.
- «Внимание». Перед детьми в ряд выстраивают 5 разных игрушек. Ребята их внимательно рассматривают, стараются запомнить, затем отворачиваются или закрывают глаза. Водящий убирает одну игрушку и разрешает посмотреть. Кто быстрее определит, какой предмет убрали и назовет его, выигрывает и становится водящим. Он будет прятать предмет в следующей игре. Постепенно игра усложняется: количество игрушек увеличивается до 10, их уже не прячут, а просто переставляют местами.
- «Найди фигуру». Дети в окружающих предметах ищут фигуры – сначала плоские (квадраты, круги, треугольники), а затем объемные (шар, куб, пирамида, конус). Если у ребенка возникают сложности с нахождением фигур, следует вспомнить их название, нарисовать, а потом уже искать.
Игры на развитие речи
Немаловажную роль в совершенствовании ребенка играет речь.
- «Интервью». Дети «превращаются» в известных персонажей, о которых журналист хочет снять репортаж. Ведущий – взрослый – по очереди задает «звездам» разнообразные вопросы и них самих и происходящих в разное время событий. Некоторые вопросы можно сделать компрометирующими: «Правда, что прошлым летом в лесу вы нашли самый большой гриб?».
- «Пальчиковый театр». Он помогает не только совершенствовать речь, но также развивать мелкую моторику и воображение: необязательно инсценировать всем известный сюжет, можно его придумать самому. Куклы сделать очень просто – нарисовать или распечатать и на бумаге, раскрасить, вырезать и приклеить на бумажные колечки, которые будут надеваться на пальцы.
- «Рифмач». Интересная игра по составлению рифмы. Взрослый кидает ребятам по очереди мяч и предлагает придумать рифму к названному слову.
- «Коллективная сказка». Детям предлагают сочинить сказку по иллюстрации. Вот только есть условие – они рассказывают ее по очереди, произнося только по одному предложению.
- «Один – много» — обучающая игра, способствующая развитию умения называть множественную форму существительных. Взрослый по очереди бросает мячик детям, называя существительное в единственном числе («стол»), дети возвращают мяч, называя множественную форму этого слова («столы»).
- «Где находятся животные». На картинке с изображением деревьев и кустарников крепятся карточки, на которых нарисованы животные. Дети по очереди говорят, кто и где находится (например, медведь за кустом). Если ответ правильный – ребенок получает карточку, в противном случае она остается на месте. Кто соберет больше карточек, побеждает. Игра направлена на развитие умения ориентироваться и описывать местонахождение предмета.
Физическое развитие ребенка
Когда дети что-то созидают, творят, делают своими руками, у них совершенствуются не только память, мышление и воображение. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, двигательных способностей – а значит, их физическому развитию.
- «Пластилиновая картина». Дети аккуратно размазывают пластилин на листе, стараясь нарисовать таким способом какой-то предмет. Затем по очереди предлагают остальным отгадать, что изображено на картине.
- «Хлопки» — игра на внимание. Дети идут по кругу. Ведущий поясняет, что, когда ни услышат один хлопок, то должны встать в позу аиста, 2 хлопка – превратиться в лягушку, а 3 – продолжить ходьбу.
- «Запомни движение» — игра на развитие слухо-моторной памяти. Дети повторяют движения за ведущим, а когда запомнят, то производят их в обратном порядке.
- «Зеркало» — для развития наблюдательности. Дети стараются отобразить все действия ведущего. Кто ошибается – выбывает из игры.
Вариантов игр можно найти или придумать много. Важно, чтобы она не становилась скучной, а приносила только радость.
Не стоит забывать о похвале – вот двигатель прогресса в детском возрасте. Только при таких условиях игра будет полезной и развивающей.