Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Содержание статьи:
Стремление всесторонне развить своих детей — это нормальное желание родителей. Именно поэтому они стараются как можно раньше отдать свое чадо в спортивную секцию, на курсы изучения иностранных языков и в различные группы, где ребятишек учат читать, писать и производить простейшие математические действия. Все это, безусловно, очень важно, но не менее значимо, по мнению психологов и педагогов, эстетическое и музыкальное развитие.
Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?
Некоторые молодые мамы и папы считают, что если их чадо научилось сидеть, ходить, бегать, разговаривать и даже знает некоторые буквы, этого достаточно для его полноценного развития. Однако все не совсем так. Музыкальный слух не менее важен для формирования гармоничной личности. Почему?
- Прослушивание хорошей музыки укрепляет центральную нервную систему.
- Появление и развитие чувства ритма помогает лучше двигаться и делает движения более скоординированными.
- Укрепляется мышечный аппарат.
- Формируется вкус у малыша.
- Развиваются лидерские качества.
- В будущем прослушивание музыки поможет адаптироваться в коллективе, т. к. известно, что гармонично развитые люди способны налаживать контакты с любыми членами общества.
- Игра на детских (а потом, возможно, и на взрослых) инструментах развивает мелкую моторику.
- Танцы (любые движения под музыку) развивают крупную моторику.
Раннее развитие в этом направлении со временем может повлиять даже на выбор профессии. Совсем не обязательно, что мальчик или девочка станет музыкантом, однако способность понимать себя, свои вкусы и желания помогут сделать правильный выбор.
Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста
Говоря об особенностях музыкального развития и слуха у детей, стоит начать с того, чего делать не желательно.
- Человек различает звуки, еще находясь в утробе матери. Поэтому даже рядом с беременной женщиной нельзя кричать и включать громкую музыку (особенно с ярко выраженными низкими частотами).
- Сразу после рождения младенец понимает лишь интонацию, поэтому нельзя повышать голос, находясь рядом с ним.
- С появлением в семье малыша должно быть введено табу на ругательства.
- По отношению к себе кроха ни в коем случае не должна слышать слова типа «отстань», «прибью», «надоел» и т. п.
- Малышу не нужно включать ту музыку и те песни, которые вызывают у него негативные эмоции, даже если это классические композиции, рекомендованные педагогами и психологами.
Как понять, что малышу нравится музыка?
Малышочек до года вряд ли сможет объяснить, что ему нравится и почему. Поэтому надо наблюдать за его реакцией.
Как понять, вызывает ли мелодия позитивные эмоции? Легко, ведь малыш производит некоторые движения, у него меняется мимика и пр.
Следите за реакциями чада, и вы поймете, когда и что давать ему послушать. Но не надо забывать, что даже самые любимые звуки рано или поздно могут надоесть. Поэтому, если младенец стал капризничать, нервничать и т. д., лучше прекратить прослушивание и переключить ребенка на другое занятие.
Слушание музыки
Как ни странно, развитие музыкального слуха начинается с понимания речи. Поэтому, прежде чем переходить к мелодиям, надо научиться говорить со своим чадом.
- Не коверкать слова.
- Не сюсюкать.
- Произносить каждое слово четко, внятно с нужной интонацией.
Спустя некоторое время малыш начнет подражать вашей речи — это лучший момент для того, чтобы начать развивать его слух.
Как правильно развивать слух у ребенка?
Исполнение музыки
Маленьких детей несложно научить исполнять гаммы и даже простые произведения на фортепиано, но это надо, скорее, родителям для реализации их амбиций и для того, чтобы было чем похвастаться перед гостями. Крохе же нужно совсем другое — научиться слышать звуки.
- Выходя на прогулку, прислушивайтесь к звукам, которые вас окружают: пение птиц, журчание воды, рев машин, шелест листьев и т. д. Пусть малыш попробует «подпеть» этим звукам, а потом, придя домой, повторит их с помощью доступных средств: свистулька, листы бумаги, вода из-под крана и т. п.
- Не запрещайте чаду извлекать звуки из любых предметов — пускай стучит карандашом по перевернутым стаканчикам и кастрюлькам, перебирает пуговицы, шуршит фантиками, гремит ложками.
- Приобретите специально для вашего ребенка какой-нибудь инструмент. Совсем не обязательно покупать дорогие цифровые фортепиано или электрогитары, но это должно быть нечто более серьезное, чем пластмассовая дудочка. Дети ценят отношение к ним, как к «большим».
- Если ребенок еще совсем маленький, то надо позаботиться о том, чтобы у него были игрушки, издающие самые разные звуки: колокольчики, «гремелки», «пищалки» и т. п.
Методики развития музыкальных способностей у малышей
То, как именно взрослые будут помогать малышу развивать его музыкальные способности, зависит, в первую очередь, от его возраста.
0-2 года
О серьезных инструментах (гитарах, пианино и барабанах) речи, конечно, не идет. Но игрушки надо выбирать тщательно.
- Погремушки должны издавать разные звуки.
- Как только карапуз начинает сидеть, перед ним надо класть сразу несколько игрушек, издающих звуки, чтобы учить сочетаемости.
- Прекрасно подойдет обучающий (развивающий) коврик для знакомства с разными звуками .
- Ксилофон, мелофон, металлофон
2-4 года
После двух лет малышу можно предложить «поиграть» на настоящих инструментах.
- Говорите названия инструментов и тут же показывайте, как они звучат (для этого некоторые посещают дни открытых дверей в музыкальных учреждениях, ищут подходящие инструменты у родственников и знакомых).
- Попросите малыша придумать песню, пусть она будет нескладная, а мелодия в ней едва угадывается, но это даст крохе возможность почувствовать себя творцом, что немаловажно для полноценного развития.
- Подключайте эмоции и впечатления: в возрасте 2-4 лет мальчики и девочки способны отразить то, что они чувствуют, на бумаге — пусть нарисуют музыку, которую слышат.
- Подпишите рисунок — что это была за мелодия и когда была услышана, а спустя некоторое время повторите эксперимент и сравните, как изменилось восприятие одной и то же музыки.
4-6 лет
В младшем дошкольном возрасте дети уже способны понять, что такое процесс обучения, поэтому их можно знакомить с азами теории.
- Расскажите им о чувстве ритма. Чтобы развить это чувство, очень важно читать стихи и учить их наизусть.
- Опишите в доступной форме, что такое мажор и минор, продемонстрируйте примеры.
- Чтобы дошкольник разобрался с тем, как получается песня, его надо познакомить с размером стихов. Для этого надо взять стихи и мелодию, которые не подходят друг к другу — пусть чадо на своем опыте убедится, что не всякий текст можно петь и не на всякую музыку он ляжет.
- Если малыш проявляет интерес к занятиям, то можно попробовать рассказать ему о нотах, но усердствовать не стоит — как только он заскучает, занятие надо закончить.
Книги и пособия для родителей
Чтобы не «заблудиться» в способах и методах развития у детей музыкальных способностей, родителям можно воспользоваться специальной литературой.
- «Развитие музыкальных способностей детей», М. Михайлова.
- «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», М. Михайлова.
- «Развитие музыкальных способностей у дошкольников», Л. Виноградов.
- «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей», Н. Корчаловская. (Конспекты занятий, описанных в этом пособии, возможно, пригодятся больше педагогам ДОУ. Но и родители дошкольников, если они решили серьезно взяться за музыкальное воспитание чада, также смогут найти в книге много полезного).
- «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Анисимова Г. И. (Игры, представленные в этой книге, помогут развить как музыкальные способности детишек, так и память, внимание, логику и т. д.).
- «Музыка. Первый учебник вашего малыша», Г. Шалаева (Для получения теоретических знаний).
- «Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей» (Сборник).
Кроме всех этих книг, существуют еще и авторские методики, представленные, как правило, на дисках, где сразу можно найти и описание занятия, и упражнения, и необходимые материалы (саму музыку), и даже соответствующие картинки.
Как развить музыкальные способности у ребенка — советы педагогов
- Воспитывайте хороший вкус у детей: посещайте концерты, театры и выставки. Но при этом не делайте табу из того, что считаете для своего чада неприемлемым. Не так уж и страшно, если ребенок столкнется с проявлением плохого вкуса, это поможет ему на контрасте сформировать свой.
- Обсуждайте с ребятишками увиденное и услышанное, позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.
- Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке — это создаст позитивные ассоциации с действием, и малыш будет возвращаться к нему снова и снова.
- Не мешайте чаду петь, как он хочет. Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.
- Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий.
Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.). - Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям малыша. Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.
- Используйте одновременно три педагогических метода: наглядный, словесный и практический.
Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку — малыш должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.