Как определить готов ли ребенок к школе — тесты для детей на логику и внимание
Мы не станем сегодня рассуждать на тему – почему школа для первоклассника нередко становится источником стресса. Мы поговорим о том, как своевременная диагностика может помочь будущему ученику избежать адаптационных проблем. В этой статье родители смогут найти тесты, позволяющие выявить, насколько их чадо готово к школе и (в случае необходимости) своевременно предпринять необходимые действия для коррекции выявленных проблем.
Все нижеприведенные методики ранее уже были опубликованы в авторитетных источниках. Предложенные вашему вниманию диагностические тесты надежны, конкретны, достоверны и просты. Экспресс- диагностику могут проводить не только молодые родители, но и бабушки с дедушками. Данные тесты используются психологами во время массовой диагностики при приеме детей в первый класс. Сразу хотим отметить, что они не оценивают личность ребенка, а позволяют лишь диагностировать его физиологическую и психологическую подготовленность. Прежде чем тестировать ребенка, его необходимо подготовить к этому процессу. То есть создать психологически комфортную обстановку. Родители должны объяснить ребенку, что ему никто не собирается ставить оценки за ответы и выносить «приговор». Тестирование проводится с единственной целью — узнать насколько он уже готов к школе и над чем еще стоит поработать.
Физиологическая готовность — основные критерии
Мы приведем несколько тестов, которые помогут понять родителям – насколько их ребенок физиологически готов к школе.
Известный российский биолог В. Сонькин выявил закономерность, на основании которой разработал собственную диагностику, получившую в научном мире название «Филиппинский тест».
Наблюдения показали, что в возрасте шести-семи лет здоровые дети переживают «полуростовой скачок», в результате которого у них резко увеличивается длина конечностей – рук и ног. Кроме того, наблюдается существенное увеличение полушарий головного мозга.
Суть Филиппинского теста заключается в том, что ребенку дается задание – обхватить голову одной рукой и дотянуться до противоположного уха. Дети до пяти лет сделать этого не в состоянии. Если дошкольник легко дотягивается до уха, то по своей конституции и физиологическому развитию он соответствует общепринятым нормам. Конечно, в данном случае все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Некоторые дети легко выполняют этот тест в шесть лет, некоторые в семь. По мнению ученых, детям, выполняющим данный тест без особых усилий, учеба в школе дается легко. Данное заключение основывается на том, что полуростовой скачок произошел и оба полушария мозга у ребенка претерпели необходимые преобразования.
Родители дошкольника обязательно должны знать — какая рука у ребенка является доминирующей. То есть «правша», «левша» или «амбидекстр» (ребенок, который владеет обеими руками одинаково). Как правило, внимательные родители и без проведения дополнительных тестов знают, какая рука у ребенка «ведущая». И все же, лишний раз не помешает в этом убедиться. Для проведения этого теста родителям потребуется ручка и бумага.
Задание № 1
Ребенок должен скрестить руки на груди. Запишите, какая рука оказалась сверху.
Задание № 2
Попросите ребенка сплести пальцы в замок. Большой палец какой руки оказался сверху? Запишите результат.
Задание № 3
Посадите ребенка за стол и положите на столешницу обычную расческу. Причем так, чтобы она находилась на одинаковом расстоянии от обеих рук. Попросите ребенка причесать волосы и понаблюдайте, какой рукой он возьмет расческу. Запишите результат.
Задание № 4
Попросите ребенка похлопать в ладоши – поаплодировать. Запишите, какая ладонь оказалась сверху.
Задание № 5
Дайте ребенку катушку и нитки. Попросите намотать нитки на катушку. Запишите, какой рукой он будет это делать.
Задание № 6
Если дома есть игра «Дартс», попросите дошкольника бросить дротик в центр мишени. Запишите, в какой руке окажется дротик.
Проанализировав записи, родители без труда смогут определить, какая рука у ребенка является «ведущей».
Как правило, «леворукость» передается по наследству. У левшей за образное мышление отвечает левое полушарие, за логику и математические способности – правое. У «правшей» все наоборот. Встречаются детишки, которые одинаково владеют и правой и левой рукой – амбидекстры.
Еще совсем недавно в советских школах «леворуких» детей всеми силами переучивали и заставляли пользоваться при письме только правой рукой. Сегодня психологи единодушны во мнении, что делать этого нельзя. Поэтому родители должны предупреждать учителей, что их ребенок левша и настаивать, чтобы он писал правой рукой не надо. Детей амбидекстров нужно просто постараться сосредоточить на работу правой рукой. Если ваш ребенок упорно перекладывает фломастер, карандаш, ложку из одной руки в другую – не мешайте ему это делать. Он сам сумеет адаптироваться и выбрать, какой рукой ему удобней выполнять те или иные действия.
Конечно, проверить физиологическую подготовку ребенка к школе поможет и медосмотр, который проходят все детишки дошкольного возраста. Подойти к этому мероприятию родители должны со всей ответственностью. Особого внимания заслуживают дети, которые родились в осенние месяцы, ведь они пойдут в школу чуть-чуть раньше. Но иногда это «чуть-чуть» может сыграть существенную роль в готовности ребенка к школьной нагрузке.
Психологическая готовность к школе — тесты на логику, внимание
- Интеллектуальную готовность дошкольника.
- Коммуникативную.
- Мотивационную.
- Эмоционально-волевую.
Понять, насколько ваш ребенок психологически готов к обучению, поможет нижеприведенные опросники и тесты.
- Скажи, пожалуйста, кто выше – жираф или лошадь? Кто больше слон или волк?
- Трава зеленая, а море ….
- Утром ты завтракаешь, а вечером …
- Днем светло, а ночью…
- Москва, Киров, Новгород – это что?
- Бананы, персики, абрикосы, яблоки – это? А помидор, огурец, капуста – это?
- Посмотри на часы и скажи, который час?
- Для чего опускается шлагбаум, прежде чем на путях появится поезд?
- Хоккей, футбол, плавание, теннис – это?
- Совсем маленькая корова – это теленок? А маленькая собачка – кто?
- Ты сможешь назвать несколько транспортных средств?
- Для чего в автомобиле есть тормоз?
- Чем похожи друг на друга кошечка и белка?
- В чем отличие гвоздя от винта? Ты бы смог их отличить и как?
- Летом жарко, зимой…
Посадите ребенка за стол, дайте ему карандаш, лист бумаги и попросите нарисовать мужчину. Задание должно звучать так: «Нарисуй мужчину!» и никаких дополнительных пояснений. Если ребенок начнет задавать вопросы, следует повторять только эту фразу.
Рисунок оценивается на 5 баллов, если ребенок нарисовал фигуру мужчины, состоящую из головы, туловища, рук и ног. На голове имеются волосы или головной убор. На лице выделены глаза, нос, рот. Голова пропорциональна туловищу. Ребенок нарисовал уши. Руки на рисунке заканчиваются кистью. Обратите внимание на пальцы. Сколько пальчиков нарисовал ребенок? На фигуре должна быть нарисована мужская одежда. Если ваш ребенок нарисовал «мужчину», состоящего из отдельных частей – он еще недостаточно подготовлен к занятиям в школе. Родителям следует подробно обсудить с ребенком его рисунок, объяснив, где он допустил ошибки. На следующий день можно изменить задание и попросить нарисовать женщину.
На листе бумаги напишите небольшое предложение. Например: « Я ем суп». Попросите ребенка скопировать, написанную вами фразу на этом же листе рядом.
Если дошкольник довольно точно скопировал надпись – то он полностью готов к обучению.
Положите перед ребенком коробку с карандашами, попросите его:
- Показать самый светлый цвет.
- Самый темный.
Затем, попросите разложить карандаши одного цветового спектра по интенсивности. Например: голубой, синий, темно-синий.
Возьмите матрешку, попросите ребенка ее разобрать и показать самую большую и самую маленькую фигурку. Попросите показать среднюю матрешку.
- Спросите ребенка – какое сейчас время года? А какой месяц? Какое время года наступит после зимы? Лета? И т.д.
- Сколько дней в одном месяце, а в неделе?
- Сколько всего месяцев в году?
Разложите на столе десять небольших предметов, попросите ребенка запомнить их и отвернуться. Уберите один из предметов. Повернувшись, ребенок должен определить, какого предмета не хватает. Тоже можно проделать с двумя, тремя предметами.
Расскажите ребенку короткий рассказ и попросите, чтобы он пересказал его папе или бабушке.
Сегодня в интернете можно найти массу самых разных методов диагностики готовности ребенка к школе. Но мы сразу хотим предупредить родителей, если ребенок испытывает определенные трудности или неправильно отвечает на некоторые вопросы, паниковать не стоит. Желательно экспресс-обследование на физиологическую и психологическую подготовленность ребенка к школе проводить за полгода до начала занятий. За оставшееся до школы время можно вполне успеть наверстать упущенное и восполнить все пробелы. Главное, правильно организовать домашние занятия. Любому ребенку интересно узнавать новое. Особенно если получение новых знаний проходит в игровой форме. Не забывайте хвалить ребенка, даже если результаты тестирования вас несколько разочаровали. Помните, ребенок старался!