Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт
В учебном процессе немаловажное значение имеют дисциплина и порядок. Школьники, не умеющие себя вести, мешают учиться одноклассникам, учителю приходится тратить драгоценные минуты на их успокоение, а не объяснение материала. Поэтому важно ученикам объяснить правила поведения.
Как объяснить школьнику правила поведения?
Первоклассники уже должны быть знакомы с элементарными правилами поведения: такими, как приветствие взрослых, обращение к старшим, поведение дома и в общественных местах. В школе количество правил будет постепенно увеличиваться. Чтобы школьнику было легче их выполнять, важно сказать ему не только, что он обязан делать, но и на что имеет право. Ведь когда он не будет себя чувствовать только обязанным, ему станет легче подчиняться законам этикета.
- Изучая правила поведения в раздевалке можно акцентировать внимание на то, что соблюдая их, школьник сможет сохранить свои вещи в чистоте и порядке, а также избежать потери или кражи ценных предметов, случайно оставленных.
- От соблюдения правил поведения на уроке зависит успеваемость: если ученик будет опаздывать, разговаривать, вертеться, то не сможет включиться в урок и понять тему, а если пропускать без уважительной причины, то количество неизученной информации будет увеличиваться, и ребенок отстанет от программы.
- Если каждый во время перемены будет прыгать и бегать, то другие могут получить опасную травму. Такие же последствия могут быть, если школьник во время бега споткнется и упадет, поэтому важно соблюдать правила поведения на перемене.
- Ученик, который не знает правил поведения в столовой, опасен для окружающих: толкаясь, он может опрокинуть на кого-то суп или чай. Если разговаривать с набитым ртом, то можно подавиться, а высказанное неудовольствие от полученной еды будет неприятно повару.
- Правила поведения в библиотеке помогают быстрее найти нужную информацию для домашней работы.
- Если каждый ученик будет мусорить на школьном дворе, рвать цветы и ломать деревья, то он превратится в свалку. А кому приятно учиться в школе, рядом с которой находится свалка?
И еще один момент, о чем следует поговорить с учениками: если они заметили какие-либо нарушения школьных правил, то они должны сообщить об этом учителю.
Как научить школьника соблюдать правила поведения?
Конечно, детям сложно следовать правилам, ведь они очень подвижны и забывчивы, им невероятно сильно хочется с кем-нибудь поделиться новостью, даже если идет урок. Но одно нарушение повлечет за собой второе, постепенно нарушение войдет в привычку. Поэтому важно с самых первых дней в школе приучать детей к порядку.
- На первом же уроке установить «Правила школьника», где в нескольких предложениях указать, как нужно вести себя на уроке: «Говорить можно после разрешения учителя» или «Как только зазвенит звонок, все должны встать возле парт». Правила нужно напоминать из урока в урок, а чтобы дети быстрее запомнили, их можно распечатать на принтере и повесить на стенд.
- При нарушении порядка задавать открытые вопросы: «Что ты делаешь?». В этом случае школьнику нужно будет объяснить свои действия, у него будет время осознать неправильность поведения. Если задавать обвинительный тон беседе — «Я ведь говорила, что так делать нельзя!» — можно добиться противоположного эффекта: ребенок на время успокоится, а через 5 минут, так и не осознав свою вину, продолжит нарушать дисциплину.
- Учить собственным примером: если взрослый что-то требует от ребенка, то он сам должен вести себя соответственно. Требуя ответственного отношения к учебе, учитель сам должен быть ответственным. В противном случае правила обесценятся, уровень ответственности школьников понизится.
- Настаивать на соблюдении правил. Если не оказывает воздействие просьба, произнесенная спокойным голосом, нужно побеседовать с учащимся после уроков о недостойности его поведения, о последствиях такого поступка. В этом вопросе важно добиться от ученика не только хорошего поведения, но и уважительного отношения ко всем правилам.
- Мотивировать учеников на достойное поведение. С этой целью можно использовать похвалу, знак отличия.
В Австралии, например, учеников к хорошему поведению мотивируют еженедельными грамотами и призами, которые вручают за успехи и достижения перед всеми учениками. Те, кто в конце четверти набрал больше всех грамот и флажков, может получить значок отличия на форму или отправиться на чаепитие в кабинете директора.
Соблюдение правил поведения в американской школе
Так же, как и в других странах, американские школьники могут нарушать правила поведения. Но в этой стране родители, выбрав школу, сначала подписывают документ, что ознакомлены с правилами поведения в школе, мерами воздействия и готовы принять ответственность за поведение своих детей.
Они сами разъясняют будущим ученикам правила поведения в школе. С нарушителями дисциплины разбирается не сам учитель, а специальный офис – канцелярия, – в котором работает несколько дежурных администраторов. С младшего возраста поощряется «ябедничество»: дети доносят о проступках одноклассников, и это не считается позорным.
- Спорить с учителем и тем более грубить ему, даже если не согласен с выставленной отметкой, тем более за работу, которую якобы оставил дома.
- Во время учебного процесса можно не слушать и дремать, шепотом разговаривать, но нельзя драться, ругать и мешать учиться окружающим.
- Включать сотовый телефон.
- Если были совершены мелкие проступки, ребенка могут отослать в штрафной класс, где он будет работать самостоятельно. Причем выйти он сможет только с позволения дежурного администратора.
- Старшеклассников могут лишить обеда.
- При совершении грубых нарушения или часто повторяющихся мелких ученика могут на 1-2 недели исключить из школы.
- Злостные нарушители переводятся в специальную школу. Дело может даже дойти до полиции.
Подобные меры помогают контролировать поведение детей в школе, но вот за ее пределами они уже не такие послушные и дисциплинированные.
Воспитание в школах Японии
В Японии дети просто окружены родительским вниманием: родители берут ребенка с собой на прогулку, постоянно разговаривают с ним, обнимаются. Они учат своих отпрысков быть вежливыми и внимательными к окружающим, не мешать им своим поведением.
При нарушении правил поведения они не наказывают физически, не читают нотаций и не кричат. Свое недовольство они показывают взглядом и интонациями. Когда маленькие японцы понимают, что расстроили своих родителей, им становится стыдно, они раскаиваются в сделанном поступке и стараются исправить его.
Уникальным считается обучение школьников в начальной школе, где главным считаются именно манеры, а не получаемые знания. Основное внимание уделяют воспитанию детей, обучению уважительного отношения ко всему, что окружает, способности сочувствовать и самоконтролю.
Правила поведения в других странах
- Индусы стремятся воспитать детей добрыми и терпеливыми, находящимися в гармонии с собой и природой. Взрослые учат своим примером, никогда не повышая голос в присутствии ребенка. Основное внимание в школе уделяется воспитательному процессу, за отметки никто не ругает. Превалирует доброжелательность и открытость.
- В Китае к детям очень строги. С самого детства ребенок учится жить в послушании взрослым, которым перечить нельзя. Родители решают за детей все, и при этом хвалят их очень редко.
- Во французскую школу ребенку запретят приносить лекарства и игрушки. Но можно взять с собой книгу и почитать ее даже во время урока, главное, чтобы все обязательные упражнения были выполнены. За поведение детей отвечают родители. Администрация школы обеспечивает организацию процесса, охрану территории и отсутствие посторонних людей.
- Интересны законы Швеции, утверждающие о неприкосновенности личности и достоинства детей. К детям относятся так же уважительно, как и к взрослым, поэтому в школе педагог никогда не будет хвалить и ругать учеников при одноклассниках. Успеваемость и поведение он обсудит лично с каждым и их родителями. Ведь психологический комфорт каждого ребенка – это важная составляющая учебно-воспитательного процесса школы в Швеции.
Правила поведения в школе – это только часть огромного айсберга с названием «Этикет». Если объяснить практическую ученику целесообразность каждого правила, то ему будет легче смириться с этой обязанностью. И в какой бы школе он ни учился, везде ему пригодится умение вести себя.