Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?
Содержание статьи:
По современным стандартам ребенок, идущий в первый класс, должен уметь читать по слогам. Не все дети осваивают чтение в детском саду, поэтому приходится с ними заниматься дома. Важно начать процесс вовремя, использовать в работе индивидуальный подход, тогда ребятам будет учиться интересно и легко.
Готовность к обучению
Конкретный возраст, с которого нужно начинать обучение, назвать трудно. Ведь у каждого ребенка имеются свои особенности.
- Первые утверждают, что глазная мышца, отвечающая за остроту зрения, укрепляется до 5-6 лет. Большие нагрузки на глаза в это время будут способствовать развитию близорукости.
- Вторые добавляют, что осознанное восприятие любой информации у ребенка начинается с пяти лет, перегрузка детской психики может привести к нарушениям психоэмоционального состояния.
- Речь: связная и продолжительная. Ребенок может понятно выразить свою мысль, строит предложения.
- Произношение: четкое. Детям сложно идентифицировать и произносить те звуки, которые они неправильно произносят. Если ребенок старше пяти лет, то следует обратиться с проблемой к логопеду.
- Развитое логическое мышление, ориентирование в пространственных понятиях «лево-право»; «верх-низ».
- Усидчивость и концентрация внимания: ребенок должен увлеченно заниматься каким-либо делом хотя бы 10 минут.
- Заинтересованность: познавательный интерес будет хорошим помощником в учебе.
Заинтересовать ребенка в чтении легче собственным примером. Замечено, что если дома родители читают, то и ребенок быстро учится читать. Красочные книги и детские энциклопедии также помогут мотивировать к обучению.
Подготовительная работа
Подготавливать к чтению начинают с ранних лет. Эти действия преследуют две основных задачи: развить фонематический слух и чувство ритма. Для этого родители разучивают вместе с детьми потешки, прибаутки, рифмовки, небольшие песенки, протопывая или прохлопывая ритм.
- «Похожие слова». Дети среди карточек выбирают те, названия которых похоже по звучанию: например, речка-печка.
- «Хлоп-топ». Если взрослый называет слово правильно (лошадка), то ребенок хлопает, неправильно (крошатка) – топает.
- «Найди ошибку». Взрослый произносит фразу, дети должны найти ошибку. Например, «По небу плывет ручка» — не ручка, а тучка.
- «Как говорит …(собака)». Дети повторяют звуки.
- «Первый звук». Произносят слово и определяют первый звук, сколько всего звуков.
Развивающие игры можно проводить не только дома, но и в гостях, в очереди за хлебом и т.д.
Секреты обучения чтению
- Ребенок должен быть готов к обучению не только физически, но и психологически.
- Основной мотивацией к обучению должен быть сформированный познавательный интерес. Нельзя заставлять ребенка выполнять задания, это может провоцировать угасание желания и назревание конфликта.
- Нужно подобрать оптимальную методику. Для маленьких детей подойдет методика Е.Бахтиной, детям постарше понравится букварь Н.Жуковой или А.Ткаченко.
- Занятия должны длиться недолго (не более 15 минут), в зависимости от уровня интереса их можно проводить ежедневно или через день.
- Оценивать возможности маленького ученика нужно реально. Все дети разные, и все по-разному воспринимают информацию. Не стоит критиковать и сравнивать успехи-неудачи своего ребенка с другими. Иначе чтение для детей станет самым нелюбимым предметом.
Правила
- Начинают обучение с гласных звуков (а, и, о, у, ы, э). Нужно объяснить основное отличие произношения этих звуков от согласных (воздух не встречает преград во рту, звуки можно пропеть). В это же время начинают складывать гласные буквы в простые слова: ау, уа, Иа, оу.
- Изучение согласных начинают со звонких твердых звуков (м, н, р, л). В это же время определяют особенность согласных (есть преграда). По мере изучения каждого звука (не буквы!) составляются слоги. После открытых слогов (на, ма) изучаются закрытые (ан, ам). Потом осваивают глухие и шипящие.
- Когда ученик поймет, что можно складывать буквы в слоги, приступают к чтению слов по слогам. Сначала составляют слова из одинаковых слогов (ма-ма, па-па), затем осваивают слова посложнее («ко-н», «ра-к»), потом рассматривают конструкции, типа «о-рёл», «а-ра». Когда простые слова будут освоены, переходят к чтению сложных слов, состоящих из трех и более слогов.
- Изучая гласные, состоящие из двух звуков (я, ю, ё, е), сначала читают слияние звуков (й+а), а затем вводят название самой буквы (я). Сравнивают чтение буквы в начале слова и после согласных.
- При изучении мягких согласных поясняют, что некоторые буквы могут обозначать 2 звука, в зависимости от того, какая гласная буква за ней стоит: мяч, после «м» стоит «я», звук «й» служит для смягчения согласного.
- В последнюю очередь изучают «ъ» и «ь».
- Следует придерживаться принципа «от простого к сложному». Всю информацию подавать дозировано, чтобы дети не запутались.
- В игровой форме нужно закреплять пройденный материал. Перед изучением нового нужно обязательно повторить ранее изученное. Не следует переходить к следующей букве, если предыдущая освоена недостаточно.
Чтобы ребенку было интересно заниматься, можно:
- Использовать красочные кубики с буквами.
- Или собственноручно изготовить их (слепить из теста или сшить).
- Использовать занимательные игры: «Персонаж на букву…», «Слова» (назвать как можно больше слов на одну букву, или называть по очереди слова, которые начинаются на последний звук предыдущего).
- Игра в школу: дети в игровой форме закрепляют материал, объясняя его взрослым ученикам; родители могут написать диктант, а «учитель» его, конечно, проверит и поставит отметку.
Действенный метод мотивирования – это похвала. Хвалить нужно за все: правильно назвал букву, смог прочитать слог, слово, увидел ошибку и исправил ее. Со всеми сложностями помогут справиться терпение, любовь к ребенку и желание его научить читать.