Как растянуть короткую уздечку языка у ребенка без операции при помощи логопедического массажа и упражнений?

Каждый третий родитель, который приходит к логопеду, говорит врачу, что у его ребенка короткая уздечка и немедленно просит ее подрезать. Однако можно растянуть укороченную подъязычную связку с помощью специальной гимнастики и избежать операции. Из статьи вы узнаете о том, как делать с ребенком 10 артикуляционных упражнений и применять логопедический массаж для растягивания  уздечки языка.

10 артикуляционных упражнений для растяжки уздечки языка у ребенка

На сегодняшний день разработан ряд эффективных упражнений, которые хорошо помогают в растяжении короткой уздечки языка. Все эти манипуляции уже проверены многими родителями и детьми, которые смогли с их помощью достигнуть необходимых результатов. Если правильно и регулярно выполнять все упражнения, то можно добиться растяжения уздечки и избежать операционного вмешательства.

Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать во время выполнения артикуляционных упражнений:

  • каждое упражнение следует выполнять медленно, без спешки с максимальной отдачей;
  • во время упражнений рот необходимо открывать максимально широко и с улыбкой;
  • следует учитывать, что такая тренировка – это большая физическая нагрузка для языка, поэтому малышу необходимо давать время от времени отдыхать при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для растяжки короткой уздечки языка:

  1.  «Маляр». Выполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом и улыбкой. Кончиком языка следует провести по небу, начиная от зубов к горлу, при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Сопровождается выполнение упражнения стишком:
    Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
  2. «Барабан». Выполняется с открытым ртом и улыбкой. Суть упражнения — это многократное произношение буквы [Д]. Выговаривать ее необходимо как можно более четче. Во время произношения звука язык должен упираться в верхние зубы, а рот следует держать открытым. В процессе выполнения этого упражнения ребенок может непроизвольно закрывать рот, для того, чтобы этого не происходило, следует зажать между его зубами палочку, примерно 1 см шириной, это может быть ручка от зубной щетки или какой-нибудь другой предмет. 
    В барабан мы сильно бьем и все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»
  3. «Дотянись до носа». Также как и в предыдущих упражнениях, рот, необходимо открыть и улыбаться. Краешек языка необходимо тянуть к носу и опускать к верхней губе. Родителям необходимо следить, чтобы во время выполнения этих манипуляций, губы и нижняя челюсть были неподвижны, а язык не сжимался.
  4. «Качели». Ребенку следуют улыбнуться и открыть рот, на счет «раз-два» попеременно дотрагиваться то до верхних, то до нижних зубов. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  5. «Футбол». Суть упражнения заключается в том, что кончиком языка необходимо поочередно упираться то до одной щеки, то до другой, как бы качая мячик во рту.
  6. «Котенок». Это упражнение детям очень нравится. На небольшую тарелку нужно положить немного варенья, мороженого или сметаны и позволить ребенку слизать лакомство, как котенок.
  7. «Гармошка». Язык следует прижать к небу и, не отрывая его, открывать и закрывать рот.
    На гармошке я играю, рот пошире открываю, к нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
  8. «Лошадка». Исходное положение: улыбнуться и открыть рот. Пощелкать языком, как стучат лошадки. Кончик языка не должен вытягиваться и подворачиваться вниз, а нижней челюсти необходимо оставаться неподвижной.
    Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой. В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.
  9. «Грибок». Язык должен быть прижат к небу – это шляпка грибочка, а уздечка – это ножка, губы следует держать в улыбке.
  10. «Дотянись до подбородка». В процессе выполнения десятого упражнения, малышу следует языком тянуться до кончика подбородка, чем дальше он сможет дотянуться, тем больше будет растяжение уздечки.

В процессе выполнения упражнений можно использовать дополнительные предметы, например, резиновое колечко, его можно вырезать из пипетки. Ребенок открывает рот, кладет кольцо на кончик языка, прижимает его к небу и закрывает рот.


Как делать логопедический массаж при короткой уздечки языка у детей?

Очень эффективно помогает удлинить подъязычную связку специальный массаж. Ребенок может делать его самостоятельно или с помощью родителей.

Массаж для растяжки подъязычной связки:

  • Большим и указательным пальцем необходимо взяться за кончик языка и поднять его вверх. Рот во время массажа должен быть открыт. Пальцами другой руки, необходимо растягивающими движениями двигаться по уздечке снизу вверх, как бы вытягивая ее.
  •  Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.
  • Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.


Особенности постановки звуков у детей с короткой уздечкой

В процессе проведения упражнений и массажа для растягивания подъязычной уздечки проводят постановку определенных звуков:

  • Звуки как [ч], [л], [щ], [д], [т] следует начинать ставить, тогда, когда уздечка еще не до конца растянулась.
  • Звуки [р], [ш], [ж] — эти буквы учить детей выговаривать можно после полного растяжения уздечки. Все остальные звуки произносятся ребенком без осложнений.

Во время выполнения всех упражнений следует запомнить, что их нужно выполнять:

  • регулярно;
  • с максимальной отдачей;
  • постепенно увеличивая время и количество упражнений.

Как только вы заметите у ребенка неправильное произношение звуков или он не может дотянуться до неба языком, то сразу необходимо начинать выполнять вышеописанные упражнения. Чем раньше начать занятия, тем быстрее и проще можно будет достичь результатов. Растягивание уздечки – это процедура неприятная и даже немного болезненная для ребенка. Не нужно ждать больших результатов после двух-трех дней занятий, следует набраться терпения и постепенно идти к своей цели.

Поделитесь с друзьями: