Школьное образование в Норвегии: принципы, особенности, традиции
Королевство Норвегия, согласно данным многочисленных международных опросов, занимает устойчивое положение в ТОП-3 стран с высоким качеством жизни. А с 2010 года Норвегия возглавляет список, где страны расположились в соответствии с Индексом человеческого развития населения. Одними из главных критериев, определяющими позицию страны в этом рейтинге, являются уровни грамотности и образованности населения.
Дети – особая каста норвежского общества
И очень привилегированная каста. Права ребенка в этой стране стоят на порядок выше прав взрослых людей. Даже если это родители или близкие родственники. Мать без специального образования и навыков не имеет права давать своему ребенку лекарство или проводить другие медицинские процедуры. А уж заставлять ребенка делать домашнее задание – криминальное дело.
В стране действует ювенальная полиция. И если есть случаи и свидетельства грубого отношения к детям, родителей даже могут временно лишить родительских прав, забрав ребенка до выяснения обстоятельств в специальный приют. В Норвегии реально действует принцип «чужих детей не бывает». И даже случайный прохожий, ставший свидетелем грубого обращения с ребенком на улице или во дворе школы, вызовет сотрудников полиции.
Натуралист (запись из архивов Живого журнала):
Однако многие семьи считают работу Barnevernet (ювенальной полиции) несовершенной. И даже покидают страну, не чувствуя себя здесь в безопасности.
Эугениуш Малиновский, польский журналист, работающий в Норвегии:
Ингвар Бренн, переводчик и отец двух детей:
Самостоятельность и ответственность – основные принципы воспитания
Сергей, Россия:
На уроках окружающей среды, которые появляются в школьной программе уже в младшей школе, детей учат пользоваться прогнозом погоды и одеваться в соответствии с ним. С девятилетнего возраста школьники ходят с учителями в многодневные походы, ночуют в палатках. А зимой – становятся на лыжи. Воспитание самостоятельностью и приучение к ответственности за свое здоровье – это два основных ориентира в школьном образовании.
Дети самостоятельно укладывают портфели, готовят одежду (обязательной школьной формы в Норвегии нет) и спортивную форму. Родители могут лишь проконтролировать. На школьных переменах ребята в любую погоду выбегают во двор (в школе обязательными являются дождевик и резиновые сапоги). И если ребенок заболел, то в первую очередь обвиняют его в лени и безответственности: не закалялся, вот и заболел. В отличие от достижений в учебе в Норвегии принято хвастаться своими спортивными успехами.
Ольга, предприниматель, живет и работает в Норвегии в течение 5 лет:
Учимся у природы
Норвегия не только суровая, но и самая зеленая европейская страна. Еще одна особенность школьного образования связана с обилием лесов, озер, лугов. Детей уже в младшей школе учат правильно общаться с природой, находить «общий язык» с духами деревьев и трав, разговаривать с эльфами и троллями. Возможно, именно это обстоятельство – богатство норвежской природы, необходимость ежедневного и близкого контакта с ней определяет достаточное количество учителей по природоведению, ботанике, зоологии. А вот преподавателей точных и гуманитарных наук (иностранных языков) не всегда хватает.
Уроки естествознания проходят на природе. Школьники, помимо классических знаний о флоре и фауне родного края, приобретают навыки охоты, выживания и просто безопасного пребывания в лесу. В школы приглашают профессиональных сказочников, которые знакомят ребят с богатым фольклором и народными преданиями, неизменно связанными с природой Норвегии.
М.Барбер, К.Доннелли, С.Ризви. «Трансформация евразийских образовательных технологий от традиционных к коллективному способу обучения»
Школа без отметок
Школьное образование в Королевстве Норвегия многоуровневое. С 6 лет ребенок учится в младшей (элементарной) школе, затем среднее и специальное образование. До перехода в среднюю школу ребенок не получает официальных отметок. Считается, что следование этому правилу поможет снизить уровень стресса и тревожности у младших детей.
К тому же, гордиться своими школьными успехами здесь не принято. По собственному желанию учитель может поставить оценку. Но она будет лишь психологически мотивировать ребенка к дальнейшим усилиям.
Семья Николаевых из России, 10 лет живут в Норвегии, двое детей:
Считается, что оценка работы школьника учителем всегда субъективна. Вместо скучного и заученного пересказа изложенного учителем материала школьники пишут сочинение -собственное мнение с учетом изложенного и усвоенного знания. Эти работы выносятся на коллективное обсуждение в классе. Но и одноклассники не оценивают работы своих соучеников, а могут просто заметить: «Твое мнение интересно, но эту фразу я бы сформулировал по-другому».
Дмитрий, Санкт-Петербург:
Толерантность к людям прививается с детства
Младшая школа – это подготовительный период к дальнейшему системному образованию. Она является продолжением детского сада. Легким стартом, на котором у ребенка должно возникнуть желание учиться, сформироваться интерес к знаниям. И правила поведения детей в классе соответствующие. Вседозволенность, уважение к личности и желаниям ребенка, отсутствие любого принуждения и безграничное терпение со стороны учителей.
В течение года дети учат алфавит, складывают слоги в слова, овладевают несложными практическими навыками (вышивка, работа с деревом). В общеобразовательной школе обучаются и дети с физическими недостатками (слепые и слабовидящие, глухие). Адаптировать их к жизни в коллективе, среди обычных детей, к школьным занятиям – задача учителя.
Следует помнить, что в стране, как и в других государствах Европы, разрешены однополые браки. Ребенок может воспитываться в такой семье. И это не будет проблемой для учителя. Ребенок из однополой семьи не станет изгоем или объектом унижений одноклассников. Напротив, теоретические знания и практические навыки прививают детям без различия полов.
Например, мальчики учатся шить и вышивать, готовить еду и управляться с домашними делами. Девочки занимаются с несложными техническими устройствами, учатся правильно рубить дрова. А вот гендерные игры (в куклы, в «дочки-матери») и занятия не приветствуются. Воспитание толерантного отношения к окружающим – еще одна задача норвежской школы.
Работа с родителями
В начале учебного года в норвежских школах проходят родительские собрания, на которых обсуждаются организационные моменты. В течение года учитель может вызвать родителей школьника к себе, если возникают недоразумения или есть какие-то странности в поведении ребенка, трудности. Кстати, каждый учитель дает подписку о неразглашении информации о темпах и особенностях развития и обучения ребенка. На эти темы он может говорить только с родителями ученика при личной встрече.
Для родителей первоклассников коммуны организуют бесплатные курсы. Специалисты в области психологии, логопеды, детские врачи учат родителей школьника особенностям общения с появившимся дома маленьким учеником. Рассказывают, как правильно приучать его к своевременному выполнению домашних заданий, к выполнению обязанностей. На курсах рассказывают о способах улаживания конфликтов, преодолении детской злости и отказов от выполнения домашних заданий.
Вам будет интересно: Воспитание по-швейцарски: истоки, традиции, достижения, примеры из жизни, мнения
Особенности школьного года и контроль знаний
Еще одна особенность национальной образовательной системы – гибкий режим школьных занятий. Как правило, он зависит от условий или традиций конкретной местности, решения коммуны. Учебный год в стране начинается в середине августа, летние каникулы короткие, в среднем длятся до 3-х недель. Длина осенних и весенних каникул тоже может изменяться.
В средней школе обязательными становятся контрольные уроки и зачеты по отдельным предметам. Появляется и экзаменационный секретариат. Этот орган определяет, кто из учеников будет сдавать экзамены. Выбор «кандидатов на экзамен» — большая лотерея. Их фамилии просто называют за два дня до экзамена, даже не заглянув в журнал успеваемости учеников.
Евгения, Москва:
Праздник для выпускников
Ученики, успешно окончившие 13-летний курс средней школы, ежегодно проводят праздник русов (аналог выпускного вечера). Этот праздник, зародившийся еще в средние века как «праздник посвящения в студенты», является частью норвежского молодежного движения и проходит в течение нескольких недель (конец апреля – 17 мая).
Участники торжества – выпускники средних школ – надевают цветные колпаки, определяющие специализацию дальнейшего обучения молодого человека, и в течение нескольких недель с громкими песнями и криками разъезжают по улицам города на открытых платформах. Такие шествия должны символизировать переход из детства к взрослой жизни, отделение от родителей, профессиональное самоопределение и самообеспечение.
Специализация в старшей школе
По закону, действующему в системе норвежских школ с 1994 года, все молодые люди (16-19 лет) имеют право на трехлетнее образование в старшей школе. Этот этап обучения считается подготовительным и к началу самостоятельной жизни, и к дальнейшему обучению в колледже или университете. Учащиеся получают свидетельство о приобретении специальности (технической или гуманитарной, в одном из направлений сельского хозяйства, сферы питания и другие) или определенной квалификации по избранной специальности.
После получения теоретических знаний и навыков в школьных аудиториях и мастерских старшие школьники проходят производственную практику на предприятиях. Здесь же они могут и работать после окончания школы.
Тенденции развития и проблемы национальной системы образования
Сейчас в стране внедрена и успешно реализуется программа непрерывного технического и профессионального обучения (ТПО). Это государственная программа и регулируется она соответствующими действующими законами (2003, Закон о послесреднем профессиональном образовании и обучении). Получить такое образование имеют право все жители Норвегии.
- Переполнение классов в городских школах и малая наполненность классов в сельской местности.
- Слабая посещаемость уроков, особенно отстающими учениками.
- Плохие взаимоотношения между учениками, буллинг.
- Перегруженность учеников домашними заданиями.
- Трудности при переходе в старшие школы (школы продолжения), когда выпускникам средней школы приходится проходить через конкурсный отбор.
- Слабые связи между производственными предприятиями и старшими школами, где ученики получают допрофессиональное образование.
- Проблемы с иммигрантами, которые плохо знают норвежский язык и недостаточно усваивают из-за этого школьную программу.
- Кадровые проблемы: преобладание учителей пожилого возраста и общая нехватка учителей в школах (в приграничных районах даже преподают учителя из Швеции).
Однако все проблемы, стоящие перед системой национального образования Норвегии, успешно решаются. Высокие позиции в авторитетных рейтингах и мнение специалистов ООН тому подтверждение. Школы Норвегии справляются с задачами по воспитанию свободных творческих людей.