Алена Дубинец
Дата написания: 06.07.2020
Время на чтение: 11 мин

Как не уронить детскую самооценку

Изображение записи

Как я выгляжу на фоне других? Лучше? Хуже? Такие и подобные вопросы появляются и у детей. Ничего не поделать, самооценка – она такая, заниженная, повышенная или ближе к нормальной.

Что надо сделать для того, чтобы дети могли адекватно оценивать себя и свои поступки? В первую очередь — развить в них самоуважение. А оно буквально означает привычку родителей показывать, что они уважают свое чадо…

Откуда берется самооценка

Самоуважение не рождается вместе с малышом. Развивается постепенно, по мере роста и дальнейшей жизни. Он общается с людьми. Они одобряют его и восхищаются им. Или осуждают и терпеть не могут. Как тут не реагировать? Особенно на мнение дорогих сердцу людей. В том числе родителей.

Что происходит на деле? Кто-то, захваливая свое чадо, растит из него неприспособленного к жизни человека. Другой, лишь бы ребенок не стал хулиганом или зазнайкой, воспитывает его зажатым и неуверенным в себе.

Что с самооценкой? Она снижается и снижается…

Самооценка: заниженная и повышенная – это как

Адекватная самооценка – она самая правильная. Воспринимая при этом себя таким, какой он есть, ребенок нормально оценивает свои плюсы и минусы.

  • Как говорится, без комментариев.

самооценка

Заниженная самооценка – настоящая трагедия, и считается самой опасной. Ведь от ущербности и страха, ненужности и неуверенности в себе не уйти никуда. Где она развивается? В школе и семье. Как? Его не хотят принимать таким, какой он есть. К нему предъявляют высокие требования. Он обязан стать другим. Ведь тогда его никто не полюбит, не зауважает. Маленький человек замыкается в себе или, наоборот, задирается с ровесниками.

  • Он не сформируется как личность без веры в себя, своих сил и ощущения своей значимости для других. Чаще будет попадать в неприятные ситуации и вряд ли станет счастливым и самодостаточным.

Завышенная самооценка – не меньшая беда. Она не дает воспринимать себя нормально в обществе. Даже если в семье дети чувствуют себя прекрасно, в школе они одиноки. Им, захваленным учителями и забалованным  в семье, не интересно со сверстниками. Завышая самооценку, они неосознанно превозносят себя. Не сомневаются в своих сверх силах и знаниях.

  • Что дальше? Такой ребенок может постоять за себя. Но, взрослея и сталкиваясь с неудачами, не всегда получает то, что получал дома и в школе. Раздражение, агрессия, злость, избегание общения, обида, отвергнутость и раненое самолюбие… Что тут хорошего? Самооценка опускается ниже заданной когда-то планки.

Что  делать

Кто-то как-то сказал, что детей не надо воспитывать. Надо начать с себя. Да, родители хотят только лучшего своему чаду. Чтобы умный был, скромный, талантливый, красивый. А у того при этом нет слуха, а есть лишний вес, он не строен, а неуклюж и т.д. Хуже того, папа-мама тычут пальцем, упрекают.

Между тем, все может быть иначе. Вот несколько советов психологов по формированию адекватной самооценки у детей.

Способы, не позволяющие ронять детскую самооценку:

1.Не унижайте. Даже не намекайте на то, что ребенок не оправдал ваших надежд. И уж точно не говорите, что он – «бездарь», «бестолочь», «неуч» и т.п. Разбил он чашку. Неудачно пошутил. Нерезультативно в конкурсе поучаствовал. Не унижайте. Не сравнивайте с другими, которые якобы лучше.

Слова авторитета, то есть ваши слова, для маленького существа – это истина. Ведь он уверен, что будет всегда под вашей защитой и что вы для него – жизненный приоритет. А такие слова лишат его уверенности в себе.

детская самооценка

2.Доверяйте. Пусть пробует и проявляет себя. Доверьте ему посильную работу. Не подстраховывайте, как раньше. Поняв, что ему доверяют и что он сам делает то, что вчера за него делали взрослые, добавит самоуважения ребенку.

3.Ставьте простые задачи. Отдав ребенка в музшколу или на спорт, родители требуют  от него высоких достижений. А если тот не оправдает их надежд, упрекают? Ему ничего не остается, как признаваться себе в том, что этого он не знает, того не может и не хочет.

Как бы ни давило окружение, не заставляйте ребенка участвовать в олимпиадах, заниматься нелюбимым занятием и не говорите, что он не такой, как все. Даже в тонкой форме. Не сравнивайте его ни с кем. Не ждите от него сверхъестественного.

4. Не доводите до стресса. Речь о неконтролируемом стрессе, когда человек не может к нему подготовиться, повлиять на него или избавиться. От тебя ничего не зависит. Ты ничего не хочешь, потому что не можешь. Это опасное состояние заученной беспомощности.

5. Не давите. Ведь у ребенка не всегда и не все будет получаться. Пусть он научится сам справляться с разными задачами и испытывать при этом ощущение успешности. Иначе станет в своей беспомощности депрессивным и боязливым.

  • Тот, кто зависим от внешних оценок, часто приходит в ярость, если их ребенок кому-то не угодил. И предпринимает непопулярные шаги. В том числе давлёж. Должен же ребенок соответствовать ожиданиям чужих.

6. Замечайте успехи детей. Плохие оценки, разбитая коленка или испачканные штанишки – не повод для бесконечной ругани. А вы не игнорируйте даже небольшое достижение. Похвала уместна и при реальных победах. Самооценка поднимется моментально.

Нельзя ворчать и критиковать детей по разным причинам, мол, это полезно, стимулирует. Это не так. Многие, слыша, какие они такие-сякие, расстраиваются, а не мчатся тут же исправляться.

дети

7. Не бойтесь испортить самооценку ребенку. Да, случайная фраза сгубит детскую самость. Но избегайте крайностей в оценке поступков младшего. Что-то не то или не так сделал? Покажите результат. Ребенок поймет и захочет изменить.

8. Научитесь смирению. Учитывая возраст ребенка и другие моменты, важно запастись терпением. То есть постепенно идти к цели. И чем раньше начать что-то исправлять, тем лучше. Ведь вы хотите его вырастить и успешным, и счастливым, и здоровым.

Вспомните себя. Когда вы что-то не так делаете, вы спокойны. А чья-то малейшая критика или советы вызывают гнев. Вы защищаетесь, укрепляя свои границы, контролируете себя и таки исправляете что-то. С детьми это не работает.

9. Анализируйте отношение к ребенку. Спросите себя, чего вы ждете от него и почему. Возможно, транслируете на него требования своих родителей? Учитесь видеть проблемы с воспитанием. Обращайте внимание на свою самооценку.

10. Атмосфера в семье. Оздоровите ее максимально. Обстановка должна быть доброжелательной, а отношения – искренними. Отсюда, из семьи, где взрослые искренне и с уважением относятся друг к другу, у детей начинает появляться самоуважение.

11. Умение видеть хорошее. Заметив это, проговаривайте вслух. Но так, чтобы это не были пустые слова! Критики быть не должно, тем более – беспощадной, даже если она обоснованна. Следите за каждым словом при общении с чадом.

Ваша оценка для него очень важна. Но, даже если слово нежелательное вырвется, не бойтесь извиниться, мол, сорвалось, но я так не думаю. Это не уронит ваш авторитет. Зато младший поймет, что есть разница между сказанным сгоряча и тем, что человек думает на деле.

12. Свобода выбора. Ребенку, чтобы он принял то или иное решение, нужно время. Поэтому не надо ему навязывать какие-то решения в выборе, например, еды, одежды и др. Научите его в нужные моменты говорить «нет». Здесь речь о праве голоса.

Да, детям в любом процессе помощь нужна. Им надо научиться осмысливать происходящее, иметь поддержку и получать свою самооценку. Но поддержка эта должна быть деликатной, тактичной.

мальчики

13. Учите позитиву. Пусть он замечает хорошие моменты в окружающем его мире. Ведь его самочувствие, настроение и его будущее во многом будет зависеть от позитивного взгляда на жизнь.

Дети, придя в социум (детсад, школу), получают оценку себя. Что должны знать они? То, что им надо будет решать разные задачи. А еще — помнить, что кому-то они будут нравиться, а кому-то – нет. Но это не трагедия, т.к. не причиняет особого вреда и мнение можно при желании изменить.

14. Помогите с социализацией. Не все умеют хорошо общаться с другими. Тренируйте. Формируйте полезный навык общения при любом удобном случае. Вооружитесь книгами, играми, упражнениями и т.д.

Пусть чадо поймет, что вы, ожидая от него тех или иных поступков и решений, любите его и принимаете его таким, какой он есть. Ведь чувство собственного достоинства развивается именно тогда, когда дети используют свои возможности и понимают, что они в безопасности и любимы, какие бы ошибки не допускали.

В помощь родителям

мать с детьми

Чаще проводите время с детьми. Играйте. Соревнуйтесь, устраивая домашние конкурсы. Радуйте, проводя чаще праздники и делая приятные сюрпризы. Гуляйте вместе, и не пропускайте красивых моментов и деталей. Что-то можно зарисовать или сфотографировать.

Пускай малыш записывает свои хорошие дела на листок бумаги. Например, прочитал книгу, выучил стих, что-то нарисовал, покормил рыбок, помог другу, подмел в доме и т. д.  В конце дня вспоминайте вместе, что хорошего было.

Заведите какую-то симпатичную посудинку, украсьте ее вместе и складывайте туда записки с рассказами о хорошем. Можно это перечитывать. Такая работа не пройдет даром, а станет стимулом к усовершенствованию и успеху.

Чаще говорите с чадом о том, что в жизни не только успех, а и неудачи бывают. Еще важнее – рассказывать о том, как исправлять трудности. Вы поможете обрести ему уверенность в себе и оценить свою значимость.

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»
Adblock
detector