Методики преподавания английского языка с 2 лет
Содержание статьи:
Чем раньше начать изучение иностранного языка, тем прочнее будет основа, тем легче он будет усваиваться дальше. Приступать к овладению английским языком нужно не позднее 4-х лет, лучше – с 2-х, когда у малыша уже сформируется стабильный лексический запас родного языка, но психологически он готов усвоить еще один.
Цель и принципы обучения иностранному языку
Обучение маленьких детей иностранному языку не ставит перед собой задачи усвоить грамматику. Основной целью является формирование благоприятной обстановки для усвоения и употребления простейших слов, речевых образцов: приветствие, окружающие предметы, палитра, животные и т.д.
- Малыш должен обучаться в комфортной для него среде.
- При проведении уроков следует учесть характер ребенка, особенности его развития.
- На каждом занятии уделять внимание всем видам деятельности (сначала говорение и слушание, по мере изучения букв – письмо и чтение).
- Использовать игровые методы.
- Занятия должны проводиться регулярно.
- Избегать требований и наказаний, уделять больше внимания стимулирующим методам (похвала, поощрение).
Все методики подразделяются на 2 группы: групповые и индивидуальные. Выбирать тип занятий следует исходя из уровня общительности малыша. В группе будет легко заниматься общительным детям, а вот замкнутым больше подойдут индивидуальные занятия.
Почему именно с двух лет?
- Они открыты для всего нового и любознательны, поэтому легко принимают новые потоки информации.
- Искренне заинтересованы в занятиях, поэтому быстро запоминают и стараются воспроизводить запомнившееся.
- Не стараются произносить правильно, не боятся ошибиться, поэтому у них подражать иностранному произношению получается лучше, чем у взрослых.
У детей постарше таких благоприятных факторов не наблюдается, поэтому изучать иностранный язык начинать лучше с 2-х лет.
Виды методик
При этом следует понимать, что придерживаться полностью только одной методики может только очень опытный педагог. Способов и приемов обучения иностранному языку в настоящее время много. Для преподавания детям подойдет любая доступная методика, среди которых выделяют 5 основных: погружение в языковую среду, методики Глена Домана, коммуникативная, игровая и комбинированная.
Методика погружения
Маленькие дети (до 3-х лет) усваивают иностранные слова, фразы наглядно-ассоциативно, использовать родной язык в качестве посредника для этого необязательно. Поэтому уроки проводятся без употребления родного языка. Погружение даже на некоторое время позволит сформировать умение мыслить и разговаривать по-английски, пропуская этап внутреннего перевода.
- От родителей.
- Из телевидения (мультфильмы на иностранном языке).
- Аудиозаписи: песни, стихотворения, сказки, записанные актерами-носителями языка.
- «Говорящие» игрушки.
- Обучающие компьютерные программы.
Немаловажную роль играют и обычные предметы, манипуляции с которыми сопровождаются английской речью. Например, мама читает книгу на иностранном языке. Ребенок во время самостоятельной игры с книгой будет использовать тот же самый язык.
Методика Глена Домана
Предполагает обучение с раннего возраста (можно привлекать к занятиям полугодовалых детей).
- Малышу показывают карточки с изображением и надписью на английском языке.
- Проговаривают название в течение нескольких секунд.
Новые слова и рисунки запоминаются мозгом ребенка, который таким образом осваивает новый язык.
Первые занятия длятся до 10 секунд (маленькому ребенку сложно концентрировать внимание длительное время на одном предмете), карточки показывают более 10 раз за день. Постепенно время занятий увеличивается до 1 минуты, простой показ дополняется играми с карточками и красочными презентациями.
Игровая методика
Основная деятельность маленьких детей – игра, поэтому ее использование во время уроков считается целесообразным и продуктивным. Суть метода заключается в создании воображаемой ситуации (поход в магазин) и принятии участниками некоторых ролей (покупатель и продавец). В процессе игрового занятия дети улучшают языковые навыки.
- Ролевые, имитирующие условия коммуникации по какому-либо поводу. Могут быть репродуктивными (ребята повторяют заученные фразы, употребляя их в нужной ситуации) и импровизационными (требуют изменения разнообразных образцов).
- Соревновательные, направленные на запоминание лексики и грамматики: лото, кроссворд, настольные и командные игры.
- Ритмо-музыкальные, совершенствующие фонетическую и ритмомелодическую особенности речи: фольклорные элементы, песни, танцы.
- Творческие, подразделяющееся на художественные (раскраски, графические диктанты), словесно-творческие (сочинительство, подборка рифм) и драматизацию (организация небольших представлений, пьес на английском языке).
Неоспоримое преимущество методики содержится в ее адаптации для любого ребенка и способности не только совершенствовать навык говорения, но развивать уровень знаний.
Коммуникативная методика
Основная задача – совершенствование коммуникативной деятельности, основанной на 4-х языковых умениях: говорение, слушание, письмо и чтение.
- Общение на английском языке с педагогом, со сверстниками.
- Составление рассказа-монолога о себе, своих родственниках, своих предпочтениях и т.п.
- Игровые приемы
- Прослушивание аудио (диалоги, песни, стихотворения), просмотр видео.
Комбинированная методика
Каждый педагог в своей работе старается использовать наиболее эффективные методы и приемы. Поэтому никогда не может придерживаться какой-то одной методики: в других тоже есть немало интересного. Таким образом, возникают комбинированные методики, сочетающие в себе игровые методы, кубики, карточки, фольклорные элементы, обучающее видео. Постоянное переключение видов деятельности не позволит ребенку заскучать, поддерживая в нем интерес. А это оказывает положительное влияние на запоминание и качество обучения.
Использование любой методики целесообразно, если приносит пользу. Грамотно построенный учебный процесс позволит не только привить малышу интерес к новому языку, но и ощущать ему себя настоящим ребенком, счастливым и беззаботным.