Ребенку-дошкольнику ничего не интересно, кроме ТВ и планшета – что делать, мнения профессионалов?
Содержание статьи:
Большинство дошкольников проводит время у экрана телевизора или планшета. Такое небезобидное увлечение устраивает родителей, ведь малыш спокойно сидит, не шалит и узнает что-то новое. Но подобная зависимость затормаживает нормальное развитие дошкольника, поэтому нужно экран менять на «живое» общение и совместно проведенный досуг.
Последствия экранной зависимости
Чаще всего родители сами «подсаживают» своих детей к экрану. Делают они это тогда, когда не хотят уделять внимание ребенку и поиграть с ним: во время ожидания в очереди к врачу, в поездке, когда ребенку не с кем играть, а взрослые заняты. Постепенно реальный мир ребенка заменяется виртуальным, в котором можно и картинки раскрашивать, и животных выращивать, и даже строить замки. Малышу становится неинтересным все, что его окружает: родители, игрушки, животные.
Определить появление зависимости от экрана можно по таким признакам:
- Ребенок настолько поглощен просмотром телевизора или игрой, что ему неинтересно все, что происходит вокруг.
- Требует включить ему телевизор, дать планшет, если не удовлетворяется желание, может закатить истерику.
- Становится рассеянным, непослушным.
- Перестает проявлять интерес к другим занятиям.
- Отказывается от пищи, чтобы не пропустить что-то важное.
- Нарушение сна, зрения, аппетита.
- Неправильная осанка.
- Головные боли.
- Постоянная усталость.
- Эмоциональные нарушения (появление фобий, страхов, агрессивное поведение в результате просмотра ужастиков, игр, основанных на насилии, «стрелялок»).
- Психофизиологические проблемы (энурез, заикание или нервный тик).
- Нарушение социальных функций (сложности в общении с ровесниками, замкнутость, грубость).
Что делать?
Избавиться от нежелательной зависимости можно, но сложно. Перед этим необходимо запастись терпением, временем и воображением. Ведь придется придумывать, чем таким интересным занять малыша, чтобы он покинул виртуальный мир.
Причем, спланировать день нужно так, чтобы у него просто не оставалось время на игры и мультфильмы.
Если ребенок посещает детский сад, то родителям проще – они могут просто договориться и по очереди заниматься вечером с ребенком.
- Играми с водой.
- Лепкой из пластилина или соленого теста.
- Рисованием акварелью или пальчиковыми красками.
- Девочкам можно дать крупные бусины, из которых они будут делать красивое ожерелье.
- Учить ребенка нужно на собственном примере. Если в доме постоянно работает телевизор, то ребенок к нему привыкает. У родителей, постоянно «зависающих» в компьютере, дети вырастают зависимыми от экрана. Чтобы помочь ребенку избавиться от зависимости, нужно показать, что в жизни есть немало вещей, приносящих пользу и радость: занятия спортом, игры на свежем воздухе, рукоделие, чтение книг, рисование.
- Придумать ребенку интересное занятие, ведь дошкольник часто не знает, чего именно он хочет. Например, покататься на скейте, лыжах, коньках, сделать красивые бусы. Но не просто дать малышу задание, а показать ему своим примером, как это интересно. Если купили малышу лыжи, то нужно показать, как на них кататься, посоревноваться и обязательно дать ему победить.
- Время просмотра телевизора и игры на планшете необходимо ограничить. Ребенок должен знать, когда и сколько времени он может проводить возле экрана. Дошкольникам рекомендуется заниматься на компьютере не чаще раза в неделю от 10 (5 лет) до 20 минут (6-7 лет). Не следует смотреть телевизор перед сном и в вечерние часы.
- Чтобы у ребенка было меньше свободного времени, нужно записать его в кружок по интересам. Он будет обмениваться мыслями и мнением с единомышленниками, учиться общаться, решать конфликты. Кроме этого, ситуации успеха позволят сформировать нормальную самооценку, определить приоритеты.
- Просмотр телевизора лучше заменить совместно проведенным досугом: прогулкой, экскурсией, настольными играми, походом в лес.
- Планшет рекомендуется использовать только в качестве развивающего пособия, установив на него полезные игры. По телевизору желательно смотреть развивающие программы, а не бессмысленные мультфильмы, «отупляющие» сознание ребенка.
Чтобы ребенок не «потерялся» в реальности, необходимо его привлекать к реальным событиям. Для этого стоит завести домашнее животное, поощрять его общение с друзьями, любимые занятия, проводить вместе досуг и устраивать веселые игры и приключения.