Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

Невроз – собирательное название, объединяющее в себе целую группу нервно-психических расстройств обратимого характера. Все эти расстройства имеют тенденцию к длительному течению. Неврозы у детей в двадцать первом веке – явление довольно распространенное. К сожалению, с каждым годом неврозы «молодеют». Если раньше данная патология, как правило, встречалась у детей подросткового возраста, то сегодня картина существенно изменилась. По последним данным официальной статистики к пятому классу практически у половины детей отмечаются те или иные нервно-психические расстройства. И это обстоятельство не может не беспокоить родителей.

Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз «невроз»? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье. Но изначально хотелось бы успокоить родителей и еще раз напомнить, что неврозы относятся к обратимым состояниям, то есть они успешно лечатся. Психика ребенка довольно пластична, а потому легко поддается коррекции. Главное – не упустить время и не списывать резкую смену настроения, частые истерики, агрессию, страхи ребенка на возрастные психологические особенности. При своевременном обращении за помощью к специалистам — любой невроз излечим.

Почему у детей дошкольного и школьного возраста возникает невроз — причины

Причины неврозов у детей 

  • В современном мире детям живется совсем непросто. Конечно, мамы стараются сделать все возможное, чтобы их ребенок развивался. Вокруг своего материнства они выстраивают амбициозный сценарий, включающий в себя определенный детский статус. Появившись на свет, ребенок сразу становится заложником этого сценария. Родители постоянно что-то требуют от него. Они хотят гордиться успехами своего чада в спорте, музыке, живописи, изучении иностранных языков, хореографии и т.п. Девизом многих семей становится фраза «Вперед к новым победам!» И родители впадают в крайности, они записывают малыша в развивающие группы, водят его в самые разные кружки и секции, нанимают ему учителя музыки, репетитора по иностранным языкам. Некоторые взрослые уверены, что ребенок должен быть постоянно занят. Только в этом случае ему не будет хватать времени на детские проказы и шалости, он не будет слоняться по дому без дела. А бедные дети вынуждены подчиняться.
  • Есть и другой тип родителей, которые наоборот относятся к своему чаду, как к тепличному экзотическому растению. Они запрещают малышу кататься на велосипеде, играть в мяч, гулять во дворе, общаться со сверстниками и т.д. Неправильное воспитание оказывает самое негативное воздействие на неокрепшую детскую психику. Что же в итоге? В первом случае – ребенок вынужден крутиться «как белка в колесе». Ведь он изо всех сил старается достичь той планки, которую обозначили для него родители. А что если она завышена? Стресс, депрессия, невроз? Во втором случае – дети постоянно испытывают чувство тревоги, страха, беспокойства, которые им внушают слишком заботливые родители. У таких детей снижен иммунитет, они очень ранимы, у них плохой аппетит, сон. Они слишком эмоциональны, капризны. В результате их неустойчивая психика дает «трещину».
  • В последние годы диагноз «невроз» можно встретить в анамнезе детей 5-6 лет. Что уж говорить о подростках! Чрезвычайная загруженность, обилие информации, психоэмоциональные нагрузки и, конечно же, гормональные подростковые изменения – вот основные причины возникновения неврозов у детей двенадцати-шестнадцати лет.

Детские неврозы в медицине принято подразделять на системные и общие

К группе «общих» относятся:

  • Неврастения.
  • Невроз страха.
  • ОКР или навязчивые состояния.
  • Невротическая депрессия.
  • Истерия.

К системным неврозам относятся:

  • Невротическое заикание.
  • Невротические тики.
  • Ипохондрия (чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья).
  • Патологические привычки (сосание пальцев, скручивание волос, раскачивание на стуле и т.п.).
  • Бессонница и нарушение сна.

Провоцирующие факторы развития неврозов у детей

  1. Генетическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, истеричность).
  2. Мозговые нарушения, связанные с патологией беременности и неудачными родами.
  3. Психосоциальная составляющая — ссоры родителей, напряженная атмосфера в доме, стрессы, алкоголизм в семье, неправильное воспитание, излишняя опека и т.д.
  4. Непомерная информационная нагрузка. Родительские амбиции, завышенные требования и претензии к ребенку со стороны взрослых.
  5. Постоянная необъективная критика, сравнивание ребенка с другими (с точки зрения взрослых) более успешными детьми.
Родители должны осознавать, что ребенок – это личность со своим темпераментом, характером и способностями. Главная задача взрослых заключается в помощи ребенку адаптироваться в этом непростом мире, раскрыть свой потенциал. А для этого от них требуется любовь, внимание, понимание и своевременная поддержка.

Особенно подвержены неврозам:

  1. Соматически ослабленные дети.
  2. Дети, находящиеся длительное время в непростой жизненной ситуации.
  3. Подростки и дети от двух до пяти лет, а также первоклассники.

Как у детей проявляется невроз — симптомы разных видов невротических состояний

Неврастения

Чаще всего диагностируется у детей амбиционных родителей. В медицине данное расстройство ЦНС еще принято называть «астеническим синдромом» — синдромом хронической усталости. Неврастения напрямую связана с физическими и умственными перегрузками. Нервная система ребенка не выдерживает постоянных перегрузок и у него начинают проявляться первые признаки неврастении.

 Признаки неврастении:

  • Ребенок становится раздражительным.
  • Он не может ни на чем сосредоточиться.
  • Без причин ребенок жалуется на вялость, быструю утомляемость.
  • Любые умственные занятия «выматывают» его физически.
  • У ребенка нарушается сон. Он часто просыпается ночью и долго не может уснуть.
  • Он постоянно жалуется на головокружение, боли в области сердца и живота.
  • У ребенка наблюдаются скачки АД, аритмия.
  • Его ладошки постоянно влажные.
  • Возможно непроизвольное мочеиспускание.
  • У неврастеника может наблюдаться сбивчивость речи, «глотание» слов.

Истерия – состояние повышенной раздражительности. Этому нервно-психическому расстройству свойственны следующие симптомы:

  • Плаксивость.
  • Гнев и агрессивность.
  • Припадки, во время которых ребенок то смеется, то плачет. Одновременно машет руками и ногами, катается по полу.
  • Озноб.
  • Ребенок может жаловаться на несуществующие боли.
  • Беспричинная клевета.
  • Нередко можно наблюдать заикание.
  • Возможны – судороги, потеря сознания, паралич конечностей во время припадков.

Навязчивый невроз — психогенное заболевание, которому свойственны следующие симптомы:

  • Чрезвычайная мнительность и патологическая боязливость.
  • Отсутствие аппетита.
  • У ребенка появляются навязчивые страхи, которые он не может контролировать.
  • Для детей с навязчивым неврозом характерны неконтролируемые движения: они постоянно грызут ногти, закручивают волосы, щелкают костяшками пальцев, крутят без причины головой, кусают губы и т.п.
  • Больные дети могут «зациклиться» на каком-то действии — переступать все трещины на асфальте, идти только по определенной стороне тротуара.
  • Отмечается истеричность, повышенная возбудимость, бессонница, вялость, плохой аппетит.

Как выявить и лечить невроз у ребенка — современные методы

Диагностика неврозов у детей включает в себя:

  1. Психологический анализ социума ребенка: анализ семейных отношений, поведения ребенка при общении с окружающими его людьми.
  2. Тестирование ребенка и беседа с родителями.
  3. Психологическое обследование всех взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Только после консультаций и тестирования врач-психотерапевт сможет определить индивидуальный курс комплексного лечения. Курс может включать в себя психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Психотерапия подразделяется на индивидуальную, семейную и групповую

Семейная психотерапия – устранение ошибок в воспитании ребенка. Беседы с членами семьи. Установление эмоционального контакта. Совместное обсуждение, выявленных проблем. Доверительные беседы. Обсуждение дальнейших действий и разработка перспективного плана поведения.

Индивидуальная психотерапия включает в себя современные методы лечения – арттерапию, игровую терапию, музыкотерапию, библиотерапию, цвето и светотерапию аутогенную тренировку, гипнотерапию и т.д.

Групповая терапия: коррекция семейных отношений и неблагоприятных личностных изменений, наработка коммуникативных навыков, развитие творческих способностей и т.д.

Медикаментозная терапия

Основная цель медикаментозной терапии заключается в снятии повышенной возбудимости у ребенка, в уменьшении астенического синдрома, в коррекции гиперактивности и расторможенности. Курс лечения может включать в себя физиотерапию, фитотерапию, общеукрепляющую терапию. В особо тяжелых случаях детям назначают малые дозы транквилизаторов, антидепрессантов. При астении назначаются препараты кальция, витамины, ноотропил, липоцеребрин. При невротических тиках – фенибут. Нередко врачи рекомендуют прием настойки валерианы, лимонника, пустырника, женьшеня, хлорида кальция.

Лечение подбирается строго индивидуально. Профилактикой и лечением неврозов занимаются педиатры, неврологи и психотерапевты.

Можно ли предупредить невроз у ребенка — меры профилактики

Родители должны внимательно отслеживать поведение своего ребенка и своевременно реагировать на любые психологические отклонения. Спокойная доброжелательная обстановка в семье, правильное и продуманное воспитание, сбалансированное питание, взвешенный подход к физическим и умственным нагрузкам, своевременное лечение острых и хронических инфекций, травм мозга – вот основные профилактические меры по предупреждению неврозов у детей.
Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *