Что делать, если ребенок подавился, захлебнулся, поперхнулся и задыхается – первая помощь

Дети активно изучают мир, передвигаясь по квартире или дому, бегают на улице и пробуют все на вкус и кладут предметы в рот. Иногда последствиями подобного изучения мира становится проглатывание или вдыхание инородных предметов.

Если инородные частицы проникают в пищеварительную систему, а особенно — в дыхательные пути, подобное чревато опасными последствиями — и даже гибелью детей.

Важно!
Когда ребенок поперхнулся, подавился, и у него резко возник приступ кашля или удушья — у родителей в распоряжении мало времени, и важно провести все мероприятия по спасению его жизни.

Асфиксия в результате проникновения в дыхательные пути разного рода инородных предметов, либо аспирация жидкостями, возможна у малышей с самого рождения — и до подросткового возраста, но причины подобного и варианты инородных предметов различаются. Кроме того, существенно будут отличаться и приемы по оказанию первичной помощи.

Дети грудничкового возраста могут захлебываться молоком либо смесью при кормлении, дети постарше – кусочками плотной пищи, либо мелкими частями от детских игрушек, жидкостями для питья. При купании в ванне или водоеме дети могут аспирировать воду, начиная тонуть. Важно в подобной ситуации не растеряться, и начать правильно и немедленно оказывать помощь, чтобы восстановить дыхание и поступление кислорода в органы и ткани.

От своевременности и правильности действий взрослых зачастую зависит детская жизнь.

Видео: Ребенок подавился и задыхается! Узнайте, что делать 


Что нужно знать: природные механизмы защиты

Если ребенок поперхнулся, вдохнул какие-либо предметы, либо различные жидкости — взрослым нужно успокоиться и трезво оценить ситуацию, чтобы оказать ему первую помощь. Паника и истерики – не лучшие помощники в данном случае.

Важно знать, что природа придумала для таких ситуаций достаточно мощные механизмы защиты, и опасных ситуаций, в реальности, бывает гораздо меньше, чем случаев, когда дети чем-либо давятся. Есть рефлекторные защитные механизмы, ограждающих респираторный тракт и нижние дыхательные пути от попадания внутрь просвета инородных предметов, либо жидкостей.

Заметьте:
Ведущими механизмами самозащиты организма являются рефлексы – возникновение кашля и рвоты, которые удаляют посторонние предметы, случайно попавшие в просвет дыхательного тракта и глотки.
Если кроха подавился, и при этом он кашляет либо плачет, у него возникли рвотные позывы — это свидетельство того факта, что дыхательные пути полностью не закрыты, он может дышать. Это — позитивный момент.

Важно успокоить ребенка, попытаться выяснить — какое вещество стало причиной опасности:

  • Если это — жидкости, либо мелкие кусочки пищи, с кашлем и рвотой они, обычно, выбрасываются наружу. Некоторое время возможен дискомфорт в области дыхательных путей с кашлем или першением в глотке. Подобное состояние быстро проходит.
  • Если ребенок вдохнул или подавился более крупными инородными телами — есть вероятность застревания их в области гортани или бронхов. Нельзя пытаться подручными способами доставать предметы, это может привести только к тому, что предмет, опасный удушьем, продвинется глубже, перекрыв частично воздухоносные пути или крупный бронх.

Правила первой помощи:

  1. В такой ситуации, когда ребенок может хотя бы с трудом дышать, важно немедленно вызывать неотложку.
  2. Не теряя времени, ожидая медиков, нужно уложить ребенка бочком, приподнять подбородок, чтобы облегчить дыхание.
  3. Нужно просить ребенка меньше двигаться, чтобы не сдвигать инородный предмет в респираторных путях.

Есть также ряд тревожных симптомов, на фоне появления их необходимо проведение неотложных мероприятий по спасению жизни.

Видео: Что делать, если ребенок подавился? Неотложная помощь детям


Неотложные симптомы — что делать?

  1. Если ребенок подавился, аспирировал жидкости или вдохнул инородный предмет, он начинает задыхаться — и рефлекторно хватается за горло.
  2. Поведение ребенка резко меняется, он пытается рвом ловить воздух, чтобы вдохнуть, кожа бледнеет или синеет, рот открыт и усилено отделение слюны, глазки широко раскрыты, взгляд испуганный, зрачки расширены.
  3. При этом дети не могут произнести хоть что-нибудь, невозможен плач или крики, что указывает на полное перекрытие респираторного тракта.

Новорожденный ребенок: первая помощь

В случае, если тревожные проявления отмечаются у новорожденного ребенка, важно не паниковать, а немедленно начать оказание помощи, чтобы спасти ребенку жизнь.

Если грудничок аспирирует жидкости при кормлении — типичен приступ резкого кашля, крики или шумное дыхание, при которых очищается дыхательная система.

  1. Нужно немедленно расположить его на предплечье одной из рук вдоль таким образом, чтобы его живот и лицо смотрели вниз. Важно опустить тело малыша так, чтоб его ягодицы расположились выше уровня шеи с головой.
  2. Свободной рукой в это время нужно легко похлопывать ребенка по спинке, в зоне между лопатками. При таких хлопках вполне достаточно импульсов, которые помогут ребенку откашлять жидкости, которые могли попасть в дыхательную систему.

Новорожденный ребенок захлебнулся - первая помощь

Важно в следующий раз поменять позу для кормления, а при использовании бутылочки — сменить соску, чтобы отверстие было меньше.

Обычно причины поперхивания – это жадное сосание, чрезмерно активный поток молока, смеси.

Как научить ребенка жевать при переходе на твердую пищу?

Ребенок первых трех лет: первая помощь

В ситуации, когда это дети старше годовалого возраста (примерно до трех лет), при попадании в респираторные пути инородных предметов или пищи, жидкостей можно применять особые приемы, которые позволяют вытолкнуть застрявшие частицы в дыхательной системе. Это — надавливания по поверхности живота, создающие повышенное давление в респираторных путях, с похлопываниями по спинке.

Ребенок подавился - первая помощь ребенку до трех лет

Ребенок подавился - первая помощь ребенку до трех лет

Важно провести все мероприятия правильно, чтобы не нанести дополнительных травм!
  1. Ребенка необходимо расположить перед своей грудью, развернув спиной к себе, обняв его за область талии.
  2. Одну руку, сжимая в кулак, прикладывают на зону живота ребенка — примерно между пупком и краями ребер.
  3. Второй рукой накрывают кулак первой руки, обхватывая ребенка.
  4. Расставив локти в стороны, нужно резко давить к себе, внутрь живота, направляя усилия от пупка под ребра, и так делать до пяти приемов.
  5. Затем нужно провести похлопывания по спине в области межлопаточного пространства. Подобные действия нужно выполнять до того момента, пока малыш не задышит нормально. Обычно при первых же движениях слышно отделение инородного тела и резкий вдох.
  6. Обязательно нужно проконтролировать выход предмета из полости рта, и полную очистку дыхательных путей от инородных тел.
Важно затем показать ребенка врачу.

Дети дошкольного возраста и подростки: первая помощь

В этом возрасте дети уже способны относительно адекватно реагировать на команды взрослых и сложившуюся ситуацию, поэтому, помимо предыдущих действий с надавливанием в области живота и последующими хлопками меж лопаток, можно также провоцировать рвоту, чтобы помочь в рефлекторном расслаблении тканей и выходе инородных тел из дыхательных путей.

Чтобы стимулировать отхождение инородного тела, важно надавливать кулаком на брюшную стенку, ставя руки меж ребрами и пупком, встав сзади ребенка и обняв его за область талии.

Первая помощь, если ребенок от 3 лет подавился - первая помощь

Примите к сведению!
Рвоту можно вызвать, надавливая пальцами — либо плоскими предметами — в зоне корня языка.

Во время рвотного позыва, рефлекторно сокращаются не только пищеварительные пути, но и дыхательные, возникает резкое толчкообразное движение вверх.


Попадание в дыхательную систему воды при утоплении

Опасны не только открытые водоемы и глубокие бассейны, но и любые емкости с водой — ванна или даже тазы и ведра, если это дети раннего возраста. Если родители отвлекаются даже на минуту, это может привести к трагедии.

Внимание!
Дети могут аспирировать воду, если их лицо погружается в нее хотя бы на 5-7 см.

Малыш может испугаться — и рефлекторно сделать вдох, тогда жидкость попадает в нос и глотку, а оттуда — в дыхательные пути.

  1. Малышам раннего возраста помощь оказывают, аналогично грудничковой, расположив ребенка на руке лицом вниз, опустив его голову ниже уровня ягодиц.

Сразу же необходимо начать интенсивно похлопывать по области между лопаток — от подобных манипуляций должен возникать кашель и крики ребенка. Важно проследить, чтобы из дыхательных путей вышла вся жидкость.

  1. Детей постарше можно спасать по методике взрослых. Нужно встать на одно колено на землю, вторая нога сгибается таким образом, чтобы бедро было параллельно земле. Поперек этого бедра кладется ребенок, чтобы лицо было внизу, и голова свисала низко.

Важно похлопывать между лопаток, чтобы вода отходила изо рта.

При правильных действиях дети начинают кашлять и дышать, вода постепенно выходит.


Если ребенок находится в бессознательном состоянии

При потере ребенком сознания нужен вызов скорой помощи, а до ее приезда нужно провести попытки восстановления дыхания.

  1. Важно уложить малыша на бок, запрокинув голову назад, приподняв подбородок. Таким образом дыхательные пути максимально раскрываются. Это позволит воздуху хотя бы частично проходить в грудную полость. Если же предмет большой, и он полностью перекрывает респираторный тракт — это не всегда помогает.
  2. В этих случаях, для спасения жизни, нужно проведение искусственного дыхания, с одновременным непрямым массажем сердца -если сердечная деятельность также останавливается. Это нужно проводить до приезда врачей!
Как делать искусственное дыхание ребенку:
Ребенка укладывают на твердую поверхность, голова должна быть расположена чуть выше туловища.

Нужно набрать в рот воздуха – и, зажав пальцами нос ребенка, вдохнуть в его рот воздух, плотно прижавшись губами к его раскрытому рту. Объем легких у детей меньше взрослого, поэтому нужно вдувать воздуха меньше, чем взрослым людям.

Важно сделать около пяти подобных вдохов, затем проводить непрямой массаж сердца.

  1. Если это ребенок до года, массаж сердца делают двумя пальцами, положенными на грудину. Нужно делать пять надавливающих движение на рудную клетку, чтобы она прогибалась примерно на треть.
  2. Детям постарше проводят массаж руками, положив одну ладонь на другую, проводя интенсивные нажатия между линией сосков. Важно делать резкие и интенсивные нажатия — но без избыточной силы.
  3. Массаж чередуют с искусственным дыханием, передавая затем ребенка в руки медиков.
Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *