vikaredaktor
Дата написания: 08.12.2018
Время на чтение: 16 мин

Школьное образование в Норвегии: принципы, особенности, традиции

Королевство Норвегия, согласно данным многочисленных международных опросов, занимает устойчивое положение в ТОП-3 стран с высоким качеством жизни. А с 2010 года Норвегия возглавляет список, где страны расположились в соответствии с Индексом человеческого развития населения. Одними из главных критериев, определяющими позицию страны в этом рейтинге, являются уровни грамотности и образованности населения.

Дети – особая каста норвежского общества

И очень привилегированная каста. Права ребенка в этой стране стоят на порядок выше прав взрослых людей. Даже если это родители или близкие родственники. Мать без специального образования и навыков не имеет права давать своему ребенку лекарство или проводить другие медицинские процедуры. А уж заставлять ребенка делать домашнее задание – криминальное дело.

В стране действует ювенальная полиция. И если есть случаи и свидетельства грубого отношения к детям, родителей даже могут временно лишить родительских прав, забрав ребенка до выяснения обстоятельств в специальный приют. В Норвегии реально действует принцип «чужих детей не бывает». И даже случайный прохожий, ставший свидетелем грубого обращения с ребенком на улице или во дворе школы, вызовет сотрудников полиции.

Натуралист (запись из архивов Живого журнала):

«Норвежский ребенок не считается собственностью своих родителей. А преступление против ребенка – оплеуха, повышение голоса – здесь не остаются безнаказанным. Свидетель преступления против ребенка может даже применить физическую силу при задержании взрослых преступников. И любой суд его оправдает, если выяснится, что он встал на защиту ребенка».

Однако многие семьи считают работу Barnevernet (ювенальной полиции) несовершенной. И даже покидают страну, не чувствуя себя здесь в безопасности.

Эугениуш Малиновский, польский журналист, работающий в Норвегии:

«Служба защищает детей от насилия. Однако известна и обратная сторона — были случаи, когда дети переживали насилие в семьях опекунов. В 2011 году с насилием столкнулись 42 ребенка, проживающие у опекунов. Бывает, что детей передают опекунам с криминальным прошлым. Дети скучают по родителям и получают на этой почве психологическую травму. Даже сами норвежцы считают, что ювенальная полиция забирает слишком много детей».

Воспитание детей Норвегии

Ингвар Бренн, переводчик и отец двух детей:

«За короткое время накопилось очень много вопросов к службе Барневернет (служба опеки и поддержки детей и подростков). По каким критериям изымают детей из семей, насколько квалифицированы и компетентны в вопросах детского воспитания сотрудники службы? Создается впечатление, что служба отбирает детей только у определенных семей. И уже есть несколько случаев, когда детей забирали, не предъявляя официальных обвинений. Такие дела рассматриваются в губернских комиссиях, в социальных судах. Даже есть намерение обратиться в суд по правам человека в Гааге».

Самостоятельность и ответственность – основные принципы воспитания

Сергей, Россия:

«В Норвегии всех с раннего детства приучают к самоограничению и ответственности за свою жизнь, за свое здоровье. Родители не опекают ребенка «от и до». Уже с детсадовского возраста детей учат дружить с погодой. Они самостоятельно определяют, когда и как одеться в зависимости от времени года».

На уроках окружающей среды, которые появляются в школьной программе уже в младшей школе, детей учат пользоваться прогнозом погоды и одеваться в соответствии с ним. С девятилетнего возраста школьники ходят с учителями в многодневные походы, ночуют в палатках. А зимой – становятся на лыжи. Воспитание самостоятельностью и приучение к ответственности за свое здоровье – это два основных ориентира в школьном образовании.

Дети самостоятельно укладывают портфели, готовят одежду (обязательной школьной формы в Норвегии нет) и спортивную форму. Родители могут лишь проконтролировать. На школьных переменах ребята в любую погоду выбегают во двор (в школе обязательными являются дождевик и резиновые сапоги). И если ребенок заболел, то в первую очередь обвиняют его в лени и безответственности: не закалялся, вот и заболел. В отличие от достижений в учебе в Норвегии принято хвастаться своими спортивными успехами.

Ольга, предприниматель, живет и работает в Норвегии в течение 5 лет:

«У меня двое детей школьного возраста. В отличие от России и других стран Европы, где мы проживали, в стране не принято подвозить детей в школу на машине. В школе дети не хвастаются домами и коттеджами своих отцов, дорогими вещами или оргтехникой, которая есть у кого-то дома».

Учимся у природы

Норвегия не только суровая, но и самая зеленая европейская страна. Еще одна особенность школьного образования связана с обилием лесов, озер, лугов. Детей уже в младшей школе учат правильно общаться с природой, находить «общий язык» с духами деревьев и трав, разговаривать с эльфами и троллями. Возможно, именно это обстоятельство – богатство норвежской природы, необходимость ежедневного и близкого контакта с ней определяет достаточное количество учителей по природоведению, ботанике, зоологии. А вот преподавателей точных и гуманитарных наук (иностранных языков) не всегда хватает.

Дети идут в поход

Уроки естествознания проходят на природе. Школьники, помимо классических знаний о флоре и фауне родного края, приобретают навыки охоты, выживания и просто безопасного пребывания в лесу. В школы приглашают профессиональных сказочников, которые знакомят ребят с богатым фольклором и народными преданиями, неизменно связанными с природой Норвегии.

«У арктических народов веками сложились духовно-нравственные ценности этнической педагогики, нацеленной на приоритет этических норм взаимопомощи, эмпатии, установки на позитивное взаимодействие с окружающей средой и миссии человека оберегать природу как сакральную красоту. Этническая педагогика основывается на живой логике, одухотворяющей земную жизнь, и осмысливает жизнь человека как часть неразрывной взаимосвязанности всего сущего, что формирует мышление человека с позиций пользы для всеобщего блага».

М.Барбер, К.Доннелли, С.Ризви. «Трансформация евразийских образовательных технологий от традиционных к коллективному способу обучения»

Школа без отметок

Школьное образование в Королевстве Норвегия многоуровневое. С 6 лет ребенок учится в младшей (элементарной) школе, затем среднее и специальное образование. До перехода в среднюю школу ребенок не получает официальных отметок. Считается, что следование этому правилу поможет снизить уровень стресса и тревожности у младших детей.

К тому же, гордиться своими школьными успехами здесь не принято. По собственному желанию учитель может поставить оценку. Но она будет лишь психологически мотивировать ребенка к дальнейшим усилиям.

Школьный урок в Норвегии

Семья Николаевых из России, 10 лет живут в Норвегии, двое детей:

«Невозможно себе представить, чтобы учитель наорал на ребенка, обозвал его дебилом или идиотом. До 8 класса под хорошо выполненным заданием можно увидеть: «Превосходно! Великолепно!» А если ученик не справился с домашними заданием, учитель напишет: «Хорошо, но тебе надо немного больше работать». Похоже, что это самая неодобрительная фраза в адрес ученика норвежской школы. И самая жесткая для учителя и ученика. Нет привычных для российских школьников записей в дневнике о плохом поведении или требований «Родители должны явиться в школу».

Считается, что оценка работы школьника учителем всегда субъективна. Вместо скучного и заученного пересказа изложенного учителем материала школьники пишут сочинение -собственное мнение с учетом изложенного и усвоенного знания. Эти работы выносятся на коллективное обсуждение в классе. Но и одноклассники не оценивают работы своих соучеников, а могут просто заметить: «Твое мнение интересно, но эту фразу я бы сформулировал по-другому».

Дмитрий, Санкт-Петербург:

«Детей учат искать и находить положительные моменты во всем, даже в неудачно выполненных заданиях. И главное достижение безоценочного образования – учителю не надо повышать голос, когда ученик переходит в среднюю школу. Ученики умеют понимать все без крика. В норвежских школах тихо».

Толерантность к людям прививается с детства

Младшая школа – это подготовительный период к дальнейшему системному образованию. Она является продолжением детского сада. Легким стартом, на котором у ребенка должно возникнуть желание учиться, сформироваться интерес к знаниям. И правила поведения детей в классе соответствующие. Вседозволенность, уважение к личности и желаниям ребенка, отсутствие любого принуждения и безграничное терпение со стороны учителей.

В течение года дети учат алфавит, складывают слоги в слова, овладевают несложными практическими навыками (вышивка, работа с деревом). В общеобразовательной школе обучаются и дети с физическими недостатками (слепые и слабовидящие, глухие). Адаптировать их к жизни в коллективе, среди обычных детей, к школьным занятиям – задача учителя.

Младшая школа в Норвегии

Следует помнить, что в стране, как и в других государствах Европы, разрешены однополые браки. Ребенок может воспитываться в такой семье. И это не будет проблемой для учителя. Ребенок из однополой семьи не станет изгоем или объектом унижений одноклассников. Напротив, теоретические знания и практические навыки прививают детям без различия полов.

Например, мальчики учатся шить и вышивать, готовить еду и управляться с домашними делами. Девочки занимаются с несложными техническими устройствами, учатся правильно рубить дрова. А вот гендерные игры (в куклы, в «дочки-матери») и занятия не приветствуются. Воспитание толерантного отношения к окружающим – еще одна задача норвежской школы.

Работа с родителями

В начале учебного года в норвежских школах проходят родительские собрания, на которых обсуждаются организационные моменты. В течение года учитель может вызвать родителей школьника к себе, если возникают недоразумения или есть какие-то странности в поведении ребенка, трудности. Кстати, каждый учитель дает подписку о неразглашении информации о темпах и особенностях развития и обучения ребенка. На эти темы он может говорить только с родителями ученика при личной встрече.

Для родителей первоклассников коммуны организуют бесплатные курсы. Специалисты в области психологии, логопеды, детские врачи учат родителей школьника особенностям общения с появившимся дома маленьким учеником. Рассказывают, как правильно приучать его к своевременному выполнению домашних заданий, к выполнению обязанностей. На курсах рассказывают о способах улаживания конфликтов, преодолении детской злости и отказов от выполнения домашних заданий.

Вам будет интересно: Воспитание по-швейцарски: истоки, традиции, достижения, примеры из жизни, мнения

Особенности школьного года и контроль знаний

Еще одна особенность национальной образовательной системы – гибкий режим школьных занятий. Как правило, он зависит от условий или традиций конкретной местности, решения коммуны. Учебный год в стране начинается в середине августа, летние каникулы короткие, в среднем длятся до 3-х недель. Длина осенних и весенних каникул тоже может изменяться.

В средней школе обязательными становятся контрольные уроки и зачеты по отдельным предметам. Появляется и экзаменационный секретариат. Этот орган определяет, кто из учеников будет сдавать экзамены. Выбор «кандидатов на экзамен» — большая лотерея. Их фамилии просто называют за два дня до экзамена, даже не заглянув в журнал успеваемости учеников.

Контрольные уроки

Евгения, Москва:

«В российских школах дети усваивают огромный объем знаний. Но не всегда знают, как и где его лучше всего применить. А в норвежских школах уже с элементарного уровня детей учат работать в коллективе, оценивать и на ходу исправлять свои и чужие ошибки».

Праздник для выпускников

Ученики, успешно окончившие 13-летний курс средней школы, ежегодно проводят праздник русов (аналог выпускного вечера). Этот праздник, зародившийся еще в средние века как «праздник посвящения в студенты», является частью норвежского молодежного движения и проходит в течение нескольких недель (конец апреля – 17 мая).

Участники торжества – выпускники средних школ – надевают цветные колпаки, определяющие специализацию дальнейшего обучения молодого человека, и в течение нескольких недель с громкими песнями и криками разъезжают по улицам города на открытых платформах. Такие шествия должны символизировать переход из детства к взрослой жизни, отделение от родителей, профессиональное самоопределение и самообеспечение.

Специализация в старшей школе

По закону, действующему в системе норвежских школ с 1994 года, все молодые люди (16-19 лет) имеют право на трехлетнее образование в старшей школе. Этот этап обучения считается подготовительным и к началу самостоятельной жизни, и к дальнейшему обучению в колледже или университете. Учащиеся получают свидетельство о приобретении специальности (технической или гуманитарной, в одном из направлений сельского хозяйства, сферы питания и другие) или определенной квалификации по избранной специальности.

После получения теоретических знаний и навыков в школьных аудиториях и мастерских старшие школьники проходят производственную практику на предприятиях. Здесь же они могут и работать после окончания школы.

Тенденции развития и проблемы национальной системы образования

Сейчас в стране внедрена и успешно реализуется программа непрерывного технического и профессионального обучения (ТПО). Это государственная программа и регулируется она соответствующими действующими законами (2003, Закон о послесреднем профессиональном образовании и обучении). Получить такое образование имеют право все жители Норвегии.

Дети на параде

Минусы
Среди проблем нынешней системы норвежского образования выделяют:

  • Переполнение классов в городских школах и малая наполненность классов в сельской местности.
  • Слабая посещаемость уроков, особенно отстающими учениками.
  • Плохие взаимоотношения между учениками, буллинг.
  • Перегруженность учеников домашними заданиями.
  • Трудности при переходе в старшие школы (школы продолжения), когда выпускникам средней школы приходится проходить через конкурсный отбор.
  • Слабые связи между производственными предприятиями и старшими школами, где ученики получают допрофессиональное образование.
  • Проблемы с иммигрантами, которые плохо знают норвежский язык и недостаточно усваивают из-за этого школьную программу.
  • Кадровые проблемы: преобладание учителей пожилого возраста и общая нехватка учителей в школах (в приграничных районах даже преподают учителя из Швеции).

Однако все проблемы, стоящие перед системой национального образования Норвегии, успешно решаются. Высокие позиции в авторитетных рейтингах и мнение специалистов ООН тому подтверждение. Школы Норвегии справляются с задачами по воспитанию свободных творческих людей.

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»