Плохой учитель, хороший учитель – о чем должны знать родители?

Вспоминая школу, многие думают об учителях. Встречались и хорошие, и плохие. Первых, конечно, больше. Но и со вторыми пришлось повоевать за хорошие отметки и нормальное отношение. И вот наступает момент, когда в школу идет ребенок, а сердце сжимается: что его ждет, какие учителя будут. Ведь от учителя зависит желание учиться и успеваемость.

Учителя: хорошие и плохие

Как ни странно, учителя могут быть хорошими и не очень. «Качество» педагога зависит не только от уровня его образованности и опыта. Важнее личностные характеристики, ведь учитель на несколько лет становится образцом для подражания.

Качества успешного педагога:

  • Уважительное отношение, понимание детей.
  • Умение заинтересовать, хорошее знание предмета.
  • Доброжелательность, гуманность.
  • Коммуникативность.
  • Креативность.
  • Знание психологии.
  • Тактичность, сдержанность.
  • Чувство юмора.

Успешный преподаватель

Качества, которые недопустимы в людях педагогической профессии:

  • Грубость, неуважение, агрессия, авторитарность.
  • Снобизм, высокомерие, бестактность.
  • Безразличие или негативизм по отношению к воспитанникам.
  • Безответственность.
  • Выделение любимчиков.
  • Неспособность заинтересовать, решить проблему педагогического или методического характера.
  • Ограниченность, незнание своего предмета.
  • Неумение справляться с классным коллективом, постоянные жалобы.
  • Неуверенность, замкнутость, пассивность.

Как выбрать хорошего преподавателя?

Педагога выбирает не сам ребенок: он в силу своего возраста еще не способен определить профессионализм. К этому делу должен подойти со всей ответственностью именно родитель.

При выборе важно учесть следующие моменты:

  • Ребенок проведет с выбранным педагогом несколько лет. Он должен будет его слушать и слушаться, принимать помощь и выполнять все требования, доверять и сомневаться. Это очень сложно для ребенка, но успешная социализация – гарантия развития ребенка. И только от родителя зависит, будет ребенок учиться в школе или просто посещать ненавистное учреждение стиснув зубы.
  • Перед принятием окончательного решения, важно лично поговорить с выбранным педагогом. Узнать про опыт, образование, внеурочную деятельность будущих школьников, принципы, которых придерживается педагог в работе и т.д. Чем больше родитель узнает об учителе, тем лучше он будет представлять будущее времяпрепровождение своего малыша, тем меньшей будет вероятность ошибочного выбора.
  • Познакомить с педагогом ребенка, чтобы узнать его мнение о будущем учителе. Конечно, его решение не будет предопределяющим, но порой дети подмечают то, что не могут увидеть взрослые.

Нужно помнить, что преподавателя выбирают не для знакомых или бабушки с дедушкой, а ребенку и родителям. Значит, важно только их мнение в этом вопросе. Конечно, опытный учитель, отлично знающий свой предмет, — это замечательно. Но лучше, если при этом он будет интересно рассказывать и уважать мнение детей. И еще: главное – не близкое расположение школы, а хороший преподаватель.

Учитель начальных классов

На что имеют право родители?

Многие родители стараются вникать в школьную жизнь своих детей. Их волнует, могут ли они посещать уроки, узнавать отметки детей, консультироваться с педагогами по вопросам обучения и воспитания. Чтобы не задаваться подобными вопросами, нужно познакомиться со своими правами.

Итак, на что имеют право родители:

1. Обратиться с просьбой о помощи:

  • Учебной. Причем, учитель, у которого ребенок занимается, не имеет права брать за это деньги, но может отказаться, мотивировав нехваткой свободного времени или другими причинами. По вопросам репетиторства нужно будет обращаться к другому педагогу.
  • Психологической. Родитель обращается к классному руководителю, педагогу-психологу или администрации.
  • По прохождению ПМПК, если малыш не успевает по предметам, неусидчив или плохо себя ведет.

2. Выбирать школу для ребенка и форму обучения. По возможности родитель может выбрать язык обучения и дополнительные курсы по предметам (факультативы, элективные занятия).

3. Дать ребенку семейное образование (конечно, при наличии диплома соответствующей специальности и опыта работы) и в любой момент продолжить обучение в школе.

4. Ознакомиться с уставом образовательного учреждения (это даже нужно сделать, чтобы при решении конфликтных ситуаций обратиться к нужным статьям), программой, лицензией и другими документами.

5. Узнать методы обучения и воспитания ребенка, его отметки.

6. Защищать права и интересы ребенка.

7. Знать обо всех обследованиях, проводимых в школе, соглашаться на них или отказываться, знакомиться с их результатами в случае согласия.

8. Участвовать в управлении школой (с этой целью посещать родительские собрания). Кроме этого, родители имеют право:

  • Посещать уроки ребенка, заранее предупредив педагога и указав время. Такая практика позволит узнать получше своего ребенка, оценить его деятельность на уроке, определить отношение к нему учителя.
  • Узнавать отметки только своего ребенка. Современная система «Дневник.ру» позволяет оценить работу школьника, не посещая школу. Если есть вопросы, то родитель может попросить учителя пояснить ему, за что была получена отметка или замечание.

Если школа нарушила права ребенка или его законных представителей, они могут направить обращение в высшие органы образования. Но сначала следует разобраться в ситуации, выявить причины отношения, постараться решить конфликт «на месте». В крайнем случае – обращаться в высшие органы. Они обязательно рассмотрят полученное заявление и разберутся в ситуации.

Рукоприкладство

В случае спора между родителями (или ребенком) и учителями нужно обращаться в комиссию по урегулированию споров, которая создается в образовательном учреждении. В этом случае родитель пишет заявление на имя директора школы, в котором указывается причина обращения и просьба собрать комиссию с участием виноватой стороны и пострадавшей.

Школа не имеет право …

  • Отказать в предоставлении информации о ребенке.
  • Не пускать в учебное заведение (даже если не пройден медосмотр).
  • Оскорблять.


Конечно, такие случаи встречаются редко. Чаще школа радуется заинтересованности родителей. Ведь баланс воспитательного процесса достигается во взаимопонимании и взаимодействии всех участников учебного процесса.

Жалоба на учителя

Эффективным способом разрешения конфликтной ситуации является письменная жалоба. Сначала следует разрешить ситуацию в устной беседе с директором, предъявив претензии и потребовав участия. Необходимо оценивать действия учителя объективно, ведь ребенок чаще всего относится к нему предвзято. Но если есть уверенность в своей правоте, то нужно отстаивать свою позицию. Если проблема не была решена на уровне школы, следует обращаться выше.

Жалобу на учителя обычно пишут, когда имеет место:

  • Дискриминация ребенка по национальности или вероисповеданию.
  • Посещение конфессионально направленных уроков (например, ОРКСЭ) вопреки воле ученика.
  • Публичное обсуждение поступков ученика и его убеждений, повлекшее за собой вред психологическому здоровью.
  • Принуждение ребенка к занятиям физической культурой, когда имеется справка об освобождении или ограничении физической нагрузки.
  • Недопуск к урокам или удаление с занятий.
  • Предвзятое отношение и завышенные требования, применяемые только к одному ребенку.
  • Занижение оценок.
  • Оскорбление личности, унижение и проявление насилия.

Жалобы направляют в разные инстанции в зависимости от цели и тяжести проступка:

  • На имя администрации школы, если педагог ведет себя некорректно, неуважительно, непрофессионально.
  • Если не были приняты соответствующие меры – в департамент образования (в жалобе нужно указать, что директор школы не предпринял соответствующие меры).
  • При неудовлетворительном действии предыдущего органа – в министерство образования.
  • Нанесение вреда психическому или физическому здоровью ребенка, требование взятки предполагают подачу жалобы в прокуратуру и полицию.
  • Если предполагается материальная компенсация или моральное возмещение, то жалоба подается в суд.

Жалоба

Оформляется жалоба стандартно:

  1. В правом верхнем углу указывают название учреждения, его адрес, адресата, личные данные (ФИО, адрес, контакты).
  2. По центру пишется слово «жалоба».
  3. Далее излагается суть конфликта, указывается желательное решение ситуации (просьба уволить сотрудника или строгий выговор). Важно опираться строго на реальные факты, подкрепленные доказательствами.

При написании жалобы на учителя начальных классов часто требуют справку от психолога, подтверждающую противоправные действия со стороны педагога. Это обусловлено тем, что маленький ребенок может многое нафантазировать или наоборот, не рассказать о чем-то. В остальном написание не отличается от стандартных документов.

Отказ от учителя и его замена

Согласно статьям 34 и 44 Федерального закона учащимся и их представителям не предоставляется право выбора преподавателя. Ведь часть 3 статьи 47 этого же закона гарантирует всем педагогам свободу преподавания. Таким образом, вопросы отказа от учителя, его замены или выбора решаются совместно родителями и педагогами индивидуально во всех конкретных ситуациях.

Это очень ответственное решение. Оно принимается тогда, когда уже никак нельзя решить проблему (родитель неоднократно обращался к педагогу, но не дождался ответа).

Веских причин для этого может быть только 2:

  • Неумение контактировать с классом.
  • Недостаточная компетентность.

Документ может быть написан любым родителем, но большую ценность он будет иметь, если это решение будет принято на родительском собрании и оформлено в виде протокола.

Оформляется заявление так:

  1. Правый верхний угол: должность, фамилия ИО адресата, название заведения, как в регистрационных документах, личные данные: ФИО (или «от родителей … класса»), адрес, телефон.
  2. Посередине – «заявление».
  3. Далее – просьба заменить учителя с обоснованием такого решения. Если имел место конфликт – суть, дату и имена участников. Если причина – некомпетентность, нужно указать, что привело к таким выводам.
  4. Внизу – подпись и дата написания заявления.

Прежде, чем приступить к написанию заявления, важно разобраться в сути конфликта. Ведь если будет доказана необоснованность вывода, учитель останется работать. Конечно, этика не позволит ему опускаться до мести, но ведь неприятный осадок останется.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *