Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?

Слово «справедливость» появляется в детском лексиконе очень рано. Даже не зная точного значения этого слова, они интуитивно понимают его, считая, что зло обязательно должно быть наказано, а добро – вознаграждено. Такое понимание прививается с помощью сказок с самого раннего возраста.

Если ребенок еще мал …

Малыш впервые сталкивается с несправедливостью, когда чувствует, что кого-то обидели или обделили. В этом случае он попытается исправить ситуацию, утешить обиженного.

По мнению американских психологов это происходит из-за того, что ребенок воспринимает несправедливость эмоционально. Сердцем он чувствует и понимает, что человечество сможет выжить только в том случае, если все будут равными.

В этом плане необходимость делиться с нуждающимся выступает в качестве основы счастливого будущего. Не стоит нудно объяснять малышу законы справедливости.

Лучше учить его поступать справедливо собственным примером:

  • Помочь старушке перейти дорогу или донести ее сумки и пояснить : «Ей тяжело, будет справедливо, если мы ей поможем».
  • При встрече с бездомным животным объяснить, что оно потеряло свой дом и ему сейчас некому помочь, оно больше нуждается не в ласке, а корме; а после объяснения обязательно угостить собаку или кошечку.

Оказание посильной помощи нуждающимся позволит ребенку понять, что справедливо будет поделиться с другими тем, что им нужно. Чтобы малышу было легче делиться игрушками с другими, нужно дать ему возможность наиграться ими. Тогда он с легкостью разрешит поиграть товарищам.

Нельзя ругать свое чадо, когда рядом другие дети или взрослые. Ведь он считает, что родители обязаны его поддерживать во всем. Тогда упреки при посторонних будут несправедливы, даже если он неправ. Лучше разобраться в ситуации, выслушав обе стороны, и принять решение, которое отвлекло бы всех участников конфликта.

Ссора детей

… или постарше

Как считают психологи, справедливость в глазах ребенка приравнивается к равенству.

Малыш обижается, если у него нет таких игрушек, как у других, если ему не разрешают делать то, что разрешено друзьям. При этом он не приемлет никаких объяснений по поводу справедливости.

Лучше ему показать это на каком-либо примере:

  1. Если его друг носит очки из-за слабого зрения, то другие не обязаны делать то же самое, ведь их зрение в норме.
  2. Если одному ребенку нравится рисовая каша, то другие не обязаны разделять его пристрастия.

Справедливо, что все люди различны: каждый имеет свои способности и характеристики, отличные от других:

  • Кому-то требуется больше времени для отдыха, кому-то – меньше.
  • Один мальчик умеет хорошо бегать, другой отлично прыгает.
  • Кто-то получил в подарок на Новый год вертолет с пультом управления, но ведь и малыш без подарка не остался.

Семьи бывают разными, у каждой свои ценности. И если соседскому ребенку купили компьютер, то это вовсе не значит, что с другим поступили несправедливо. У него тоже есть немало значимых вещей, которые не имеют цены.

Что сказать подростку?

Подростка можно познакомить с точным определением понятия справедливости и что она в себя включает, учитывая различные точки зрения:

  1. Справедливость включает в себя соответствие действий и награды, которые могут представлять собой работу и вознаграждение, совершенное преступление и понесенное из-за него наказание, а в экономике – это равенство людей при распределении ограниченных ресурсов. Если такого соответствия нет, то можно говорить о несправедливости. Всемирный день социальной справедливости празднуют 20 февраля по инициативе генеральной Ассамблеи ООН.
  2. Этим же понятием называют честное и правильное отношение, идущее от сердца. Его суть заключается в возможности каждого получить, на что имеет право, и недопущении нарушения прав других людей. Таким образом, справедливость рассматривают с двух сторон: человек может делать и брать все, что хочет, но при этом не должен нарушить права других.
  3. У Платона справедливостью называлась добродетель верного отношения к окружающим. У древних греков справедливость и правосудие олицетворяла богиня Фемида. Ее глаза всегда закрывает повязка, свидетельствующая о беспристрастности, в руках – карающий меч и весы правосудия. На этих весах взвешиваются добрые и злые поступки, которые совершены человеком при жизни. Воспользуется ли Фемида мечом, зависит от того, какая чаша перевесит.

Справедливость в семье

Семья – ячейка общества, где живут близкие друг другу люди. Если в семье царит любовь и справедливость, то эта ячейка не распадается, а растет, обрастая новыми родственниками.

В каких случаях можно заметить справедливое отношение:

  • Сначала родители, а потом и дети стремятся поделить все (конфеты, печенье) поровну, чтобы никому не было обидно.
  • Поровну делится домашняя работа: один моет посуду, другой подметает пол, а третий приглядывает за малышом.
Чтобы в семье была справедливость, нужно уметь договариваться. Не требовать самое лучшее, не стремиться избежать какой-то работы, не спорить по любому поводу, а находить компромиссное решение. Ведь честный уговор позволяет избежать любого спора!

Иногда бывает, что младшие дети начинают возмущаться по поводу того, что старшим что-то можно, а им нельзя. В этом случае уместнее будет заметить, что и обязанностей у старших больше. Поэтому положение их в семье не одинаковое, но справедливое. Или, к примеру, старший брат, который лучше младшего играет в шашки, может начать игру без одной – двух фигур, чтобы уравнять шансы на победу, сделать игру справедливой.

Литература в помощь

Улучшить понимание справедливости помогут литературные произведения: стихи, сказки, рассказы, где персонажи делают добрые дела.

Чтение с ребенком

После чтения важно обсудить следующее:

  1. По какой причине герои так поступали.
  2. Справедливо ли они поступили.
  3. Могли ли поступить иначе и к чему это могло привести.

При этом важно, чтобы рассуждал, оценивал героев и делал выводы именно ребенок, а не взрослый. Только в этом случае можно получить осмысленное знание и принять его как единственно верное.

Что можно почитать:

  • Очень ярко описывается борьба добра и зла в сказках. Именно с них и начинается знакомство со справедливостью. Например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиню подвергают унижению, заставляют работать без отдыха, но, несмотря на это, она не становится злобной и мстительной. В конце она получает воздаяние за свое доброе отношение – хорошего жениха, а вот мачеха и сестры были наказаны за их злые поступки.
  • Анализировать можно и малые жанры фольклора – пословицы и поговорки. Каждая фраза несет в себе огромный смысл, который нужно разгадать. Например, «Где говорят деньги, там спит справедливость» — это намек на то, что если для человека деньги решают все, то о справедливости здесь и говорить не стоит.
  • В произведении Р.Киплинга «Книга джунглей» маленький мальчик остался один в диких джунглях. Ему посчастливилось попасть в стаю волков, которые приняли его и защищали, как родного. Ведь этого требовал «закон высшей справедливости». Ведь малыш Маугли был слабым и доверчивым, и честь волчьей стаи требовала его защитить при любых обстоятельствах.
  • В притче о Соломоне и двух матерях говорится о том, как две матери не могли поделить ребенка. И только мудрый правитель смог разрешить их спор, поступить справедливо, беспристрастно.
  • Маленьким ребятам будут интересны рассказы В.Осеевой, например, «Печенье». В этом произведении братья между собой поделили печенье, забыв угостить маму и бабушку – вопиющая несправедливость в семье!
  • Читая «Маленькие рассказы» Л.Н.Толстого, ребенок знакомится с понятиями добра и справедливости, чести и долга, учится понимать правильные вещи, уважать и ценить красивое в человеке.
  • Взрослым ребятам можно прочитать Ф.М.Достоевского – «Преступление и наказание». Вопрос о справедливости – несправедливости обозначен уже в заголовке. По мере чтения ребята знакомятся с мнением автора о том, что понятие «справедливость» каждый понимает в соответствии со своими интересами.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — слова Э.Канта, которые раскрывают один из законов справедливости. Другими словами выразился Иван Ильин, русский философ. Он утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Если в человеке есть дар справедливости, то он обладает добрым и любящим сердцем.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *