Как объяснить ребенку, что произойдет, если он не будет уважать вас?

Уважение к родителям, взрослым – это общечеловеческая ценность, которая является одной из главных составляющих человеческой личности. Воспитывать в ребенке это качество нужно обязательно, только так можно поддерживать авторитет взрослых.

Почему нужно уважать взрослых?

Структуру уважительного отношения к старшему поколению можно рассмотреть с двух позиций:

  • По этическим соображениям оно включает в себя благодарность за те социальные блага, которые были предоставлены взрослыми;
  • С позиции воспитания уважительное отношение должно выражаться в действиях и высказываниях, когда ребенок старается в первую очередь не затронуть область интересов и претензий собеседника.

Отсутствие уважения в семье приводит к ее краху, деградации. Утрата ценностей разрушает нравственные устои: меняется мировоззрение людей, которые становятся легкоуправляемыми, ведомыми личностями. Человек, утративший чистоту нравов, становится агрессивным, эгоистичным потребителем, не умеющим созидать. Именно поэтому следует особое внимание уделять воспитанию у малыша нравственных ценностей и уважительного отношения не только к старшему поколению, но и другим членам семьи.

Что будет, если ребенок не будет уважать родителей?

Конечно, объяснять, что в случае неуважения распадется семья, малышу не следует. Ему будет трудно понять, ведь он все воспринимает буквально. Нужно найти более понятное объяснение тому, почему нужно уважать, и что случится, если ребенок не будет уважать родителей.

Дети уважают стариков

Например:

  1. Непослушание огорчает родителей: они больше переживают, могут заболеть, печальные мама с папой совсем не прибавляют настроения.
  2. Если чадо грубит, не хочет разговаривать нормально, то с ним не хочется общаться. Родители будут избегать общения с ним.
  3. Если ребенок не прислушивается к советам старших, то может совершить ошибки. Умный человек учится на своих ошибках, а мудрый – на чужих.
  4. Все люди когда-нибудь состарятся. И к ним будут относиться так же, как они относились к старшему поколению.
  5. К тому, кто не уважает других, относятся неуважительно. Их могут бояться, перед ними лебезить, но уважать – никогда.

При объяснении можно опираться на кодекс, составленный замечательным педагогом В.А. Сухомлинским, в котором описывается недопустимое поведение в конкретных ситуациях. Его еще называют «Десять Нельзя».

Итак, что же нельзя делать детям, по мнению педагога:

  1. Бездельничать во время общего труда: позорно отдыхать, когда старшие себе этого позволить не могут.
  2. Насмехаться над старостью и пожилыми людьми – как и осмеяние патриотических и любовных чувств подобное поведение является святотатством. О старости нужно говорить только с уважением.
  3. Спорить с более рассудительными и мудрыми взрослыми: лучше подумать дважды и спросить у старшего собеседника вежливо, чтобы не обидеть.
  4. Обижаться, если родители не смогли купить то, что есть у товарища: они обязаны заботиться и обеспечивать, но никак не удовлетворять все потребности.
  5. Брать себе все лучшее: ребенок – не исключительная личность, ради которой крутится земной шар.
  6. Выполнять осуждаемые действия: чтобы уважение было взаимным, нужно учитывать мнение старших.
  7. Оставлять родных в одиночестве, ведь чем старше человек, тем острее он переживает одиночество.
  8. Уезжать, не попрощавшись, уходить, не спросив разрешения у старших.
  9. Обедать, не пригласив за стол родственников, ведь человек – разумное существо, придумавшее стол не только для насыщения организма, но и для духовного общения, сближения.
  10. Ждать, когда поздоровается старший: по правилам этикета первым поприветствовать должен тот, кто младше. Соблюдение требований этикета – это уважение своего человеческого достоинства и окружающих.

Полезно с ребенком обсудить каждое правило, поразмышлять о том, для чего они нужны, что будет, если им не следовать. Конечно, не стоит забывать о жизненных примерах (из рассказов, кино, мультфильмов), когда кто-то из героев забывал о правилах, и чем это для него закончилось.

Как воспитать уважение к старшему поколению?

Воспитание решает участь человека, — утверждает В.Г.Белинский. Я.А. Коменский добавляет, что более прочным и надежным является то, «что всосалось в природу его в его первую пору жизни». Поэтому воспитывать в детях все доброе и прекрасное нужно начинать как можно раньше.

Еще одно правило выводит Сухомлинский В.А., уверяющий, что привить уважение к взрослым (в том числе и родителям) сможет только семейная атмосфера. Ребенок учится уважать других, учитывать их интересы и проявлять заботу в семье под руководством самых близких ему людей – родителей. Школьник, уважительно относящийся к взрослым (в первую очередь – родителям), послушен, доброжелателен, умеет сопереживать и стремится помогать.

Забота о пожилых людях

В процессе воспитания уважительного отношения к окружающим нужно ориентироваться на следующие правила:

  1. Каждое действие должно быть последовательным, исходить одно из другого: не умеет ребенок уважать окружающих – не пойдет в поход со взрослыми (в цирк, театр). Малыш должен понимать, что от его поступков зависит решение взрослого.
  2. Действия должны быть решительными: никаких отступлений от задуманного или поблажек для малыша, как бы он себя ни вел. Ж.-Ж. Руссо советует не уступать ребенку, иначе он станет повелителем. Чтобы заставить школьника слушаться, нужно научиться с ним договариваться.
  3. Еще один фактор правильного воспитания – грамотность, умение правильно использовать ситуацию и объяснить. Например, если ребенка не привлекает цирк, то запрет на его посещение за неуважительное отношение не будет эффективен в воспитательном плане.
  4. Любое правило, чтобы запомнить, нужно постоянно повторять. Ведь малыш может не понять с первого раза, просто забыть или устать.
  5. Не следует забывать о личном примере. Если в семье родители общаются на повышенных тонах, упрекают друг друга, не умеют слушать, то и ребенок будет разговаривать точно так же.
  6. Сухомлинский В.А. напоминает, что о детях плохо говорить нельзя: они точно так же будут поступать по отношению к вам. Даже если малыш поступает неправильно, не стоит постоянно ему об этом напоминать, и особенно говорить об этом при посторонних.

Многие родители пытаются уйти от решения проблемы, оставив ситуацию нерешенной: например, маленький ребенок ударил маму, она никак не отреагировала («он еще мал – не осознает тяжести проступка»). Подобное отношение уменьшает авторитетность родителей в глазах малыша. В конечном итоге можно воспитать человека, который не понимает, почему нужно уважать старших. Сразу после проступка желательно разобрать ситуацию, выяснить, чем такое поведение могло навредить самому виновнику и окружающим, понять, как лучше поступить в конкретном случае.

Не следует в воспитании забывать о правиле бумеранга: все, что отправлено в сторону ребенка возвращается к родителям. Не сможет малыш уважать маму с папой, если они его не уважали. Просто за то, что он ребенок, будущая личность, как никто достойная уважения.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *