Ментальная математика – как научить ребенка быстро считать в уме?

Все чаще родителям дошкольников предлагают научить детей быстрому счету в уме при помощи ментальной математики. Что это за наука, в чем ее польза и вред, как с ее помощью можно научить ребенка быстро считать, прибавлять и отнимать? Об этом речь пойдет в статье.


Ментальная математика представляет собой новаторскую методику развития интеллектуальных возможностей детей в области устных математических действий на счетах «абакус».  Изобретена она в Китае.


Ментальная математика для детей: в чем польза?

Многие родители, практикующие для своих детей ментальную математику, отмечают пользу после проведения занятий в течение длительного времени (1-3 лет).

Ментальная арифметика: преимущества для детей

  • развитие мелкой моторики рук (ребенок перебирает руками костяшки, но этого эффекта можно достичь и с помощью лепки, рисования, конструирования, моделирования);
  • развитие обоих полушарий головного мозга (счеты «абакус» устроены так, что ребенку необходимо считать обеими руками, двигать костяшки, а значит, задействовать в мыслительной деятельности оба полушария головного мозга);
  • тренировка памяти, в том числе фотографической (при совершенствовании своего мастерства, малышу необходимо проводить в уме сложные математические операции, связанные с умножением, делением, сложением, вычитанием больших чисел);
  • формирование навыка быстрого счета в уме (детям, освоившим данный способ развития, удается считать без помощи калькулятора, бумаги и ручки достаточно быстро);
  • формирование наклонностей, в соответствии с которыми определяется позиция и ориентирование ребенка на получение той или иной профессии (обучившись в ментальной школе, либо по этой методике в домашних условиях, дети имеют возможность без труда учиться в школе с физико-математическим уклоном);
  • развитие концентрации внимания, логического и аналитического мышления, наблюдательности, умения мыслить творчески.

Польза от ментальной математики присутствует только в том случае, если ребенку интересно производить вычислительные функции в уме, он с большой увлеченностью относится к занятиям. Оптимальный возраст для проведения занятий – от 4 до 16 лет. Именно он является благоприятным для усваивания знаний, умений и навыков.

Как счеты абакус помогут научить ребенка считать в уме?

Счеты абакус

Счеты абакус выглядят как рамка, из одной её стороны к другой стороне протянуты спицы, на них располагаются костяшки.  Эта конструкция чем-то напоминает счеты, с помощью которых в советское время считали бухгалтеры, продавцы в магазинах. Костяшки на этих счетах, в отличие от русских, расположены не вертикально, а горизонтально. Каждая из спиц представляет отдельные значения, начиная с единиц, десяток, заканчивая сотнями тысяч.

Ребенок, пользуясь счетами «абакус», сначала делает двигательные движения костяшками, а затем учится представлять их в уме, следовательно, выполнять математические операции (сложение, вычитание, умножение, деление) без помощи ручки и бумаги.

Как использование абакуса для счета помогает научиться быстро прибавлять и отнимать в уме?

Такой результат формируется под воздействием работы обоих полушарий головного мозга (левое отвечает за творческую деятельность, правое – за аналитическую). Стимуляция обоих полушарий происходит с помощью двигательных функций обеих рук при счете на «абакусе».

При длительной тренировке (в течение нескольких лет) развитие ребенка в области счета в уме может достигать ошеломительных результатов. Некоторые дети могут осуществлять вычислительные действия быстрее калькулятора, становятся увереннее в себе, успешными и в других сферах знаний.


Нужна ли ментальная арифметика детям: мнения специалистов

Направление получения знаний, умений и навыков в области ментальной арифметики достаточно популярно, поэтому многие педагоги, психологи считают обязательным обучиться такой технике преподавания. Организуются не только уроки, но и открываются специализированные частные школы по обучению детей разных возрастов быстрому счету в уме.

Мнения специалистов в области психологии и педагогики расходятся, некоторые из них видят только преимущества перед стандартным обучением.

  • при обычном образовательном процессе используется только одно полушарие головного мозга – либо правое, либо левое;
  • один процесс формирует сразу несколько умений – усидчивость, концентрацию внимания, развивает логику, память, а для получения этого результата в обычной школе необходимо применение нескольких разных методик;
  • после тренировки на ментальном уровне ребенок учится выполнять несколько действий одновременно, такой результат труден для достижения в ходе обычного образовательного процесса.

Педагог Н. Чаплиёва:

Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга

Психолог Н. Орешкина:

Дети 4-5 лет вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика. Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде – в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей – это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег.

Н. Мутева, учитель начальных классов школы

Ментальная арифметика позволяет детям развивать чувство числа. Благодаря такому движению появилась некая мода на математику в целом. Родители тратят время и деньги, дети стараются. С помощью счетов дети делают мелкие движения руками, их мозг развивается намного активнее. Но это слишком рискованно утверждать, что методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на всестороннее развитие ребенка. Умение быстро считать в уме – вовсе не проявление математических способностей.

На практике многие дети, которые занимаются ментальной арифметикой, очень спешат и, это не удивительно, ошибаются. Они не считают по привычной форме для нас, не просчитывают промежуточные результаты в примерах. Они торопятся, хотят быстрее сказать ответ, а в итоге немного ошибаются. Не все, конечно. Но у меня есть такие дети. Мне отчасти приятно, что сейчас растет спрос на математику, модно учиться быстро считать, но математика – это не только счет, это цепочка логических суждений.

Другие специалисты относятся негативно к практике ментальной математике, видят в ней недостатки:

  • ребенок при длительных тренировках имеет свойство зацикливаться на этом виде деятельности, поэтому при индивидуальном подходе к решению других задач, он не может проявить нестандартное мышление;
  • счет в уме направлен только на получение вычислительного результата, а не на решение проблемы, понимание смысла каких-либо действий или понятий;
  • такой ребенок становятся чрезмерно уверенным в себе, обучаясь в обычной школе, их перестают принимать в свое общество другие дети, так как считают, что он не такой, как они. В результате появляются межличностные конфликты, проблемы с поведением.

Каждый специалист в чем-то прав, ведь дети развиваются по той концепции, которую им предлагают. Во всем должна быть «золотая середина» — увлечение ментальной арифметикой занятие серьезное и формирующее многие навыки, но зацикливать ребенка на нем нежелательно. Ведь ему необходимо жить и взаимодействовать с обществом, в котором везде нужен индивидуальный и комплексный подход.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *