Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца: что интересно малышу в год и 4 ?

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам


Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту
  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
В 1 год и 4 месяца рекомендуют начать процесс приучения к горшку. Не упустите нужный момент, иначе ребенок привыкнет не реагировать на желание сходить в туалет. И тогда отучать его от подгузников будет гораздо сложнее.


Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.

Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:

  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня.  Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира  стоит сохранить  для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

 Завтрак Обед Полдник Ужин
Каша — 150 гр
Чай с молоком или молоко — 150 мл
Хлеб с маслом -40 гр/5 гр
Салат овощной — 10гр
Суп — 100 мл
Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр
Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр
Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл
Творог — 50 гр
Фрукты — 100гр
Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр
Каша или овощное пюре — 150 гр
Чай с молоком — 150 мл

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
tablica

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы   блюда не повторялись больше двух раз в неделю.

Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут,  любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте  с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Поделитесь с друзьями:

20 комментариев:

  1. Ирина говорит:

    А кто вообще сказал что ребёнок что то должен или обязательно должен уметь в таком то промежутке своего возраста?! Все дети разные! И развиваются все по разному! Какого черта всех под одну гребёнку пихать?! ОБЯЗАН! Никому ничего дети не обязаны! Развиваются ровно настолько насколько способны!

    • Татьяна говорит:

      Ирина,детей нужно развивать,их головки пустые и нужно заполнять их информацией,по возрасту конечно.а то потом получится,что в три года ребенок не говорит,не ест сам и ничего не умеет

      • Алиса Селезнева говорит:

        Полностью соглашусь с Татьяной,что с ребёнком надо заниматься,а не пускать все на самотёк.Малыш как губка впитывает все,что происходит вокруг него.Деток,с которыми занимаются родители,видно сразу.Это я Вам как в прошлом воспитатель детского сада говорю.И я не считаю,что контратс между малышами,которые уже умеют выполнять несложные действия и малышами менее социально развитыми — это данность либо не данность.Все это усердная работа и ещё раз работа с маленьким человечком,который недавно пришёл в этот мир!

    • Полин говорит:

      Роботов лепят. Чтоб под дудку ходили. А потом все несчастые. Зато развитые

    • Аэлита544 говорит:

      Ребенок-то никому не обязан, а вот как он развивается зависит вот от таких мам , как Вы! И сам собой ребенок не будет развиваться, с ним нужно заниматься и дать ему соответствующие игрушки.

  2. Лулу говорит:

    Что за бред с первых же строк у вас девочки выше ростом мальчиков?

  3. Снежана говорит:

    Каждая из вас сама нашла и прочитала эту статью,значит вы уже заинтересованы воспитанием вашего ребенка. Никто не заставит вас делать так как написано или как правильно. У каждого свое правильно!!!!. Достаточно просто интересоватся детской психологией и знать мнение экспертов. А решение принимать только вам!!! Будьте людьми прежде всего. И вместо того,чтобы писать гадости на совершенно постороннего человека,лучше займитесь своими детьми и подарите им свою любовь и внимание,ведь кроме вас у них никого дороже нету.

  4. МАРИНА говорит:

    Я своей дочкой в маленьком возрасте не сильно занималась ее развитием. Все как то времени не хватало, села она сама в 9 мес, пошла в год, начала разговаривать в 3 очень плохо, а в 4,5 года четко понятно для всех. С сыном стала с пеленок заниматься, сел раньше чем дочка, все стал делать раньше. Дети не обязаны, делать все по графику развития им этого не нужно… а вот мамы обязаны все сделать чтобы их малыш рос полноценно умным и развитым ребенком. НЕ СРАВНИВАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, КТО ЧТО ТО НЕ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ, СДЕЛАЙТЕ ТАК ЧТО БЫ ВАШИ МОГЛИ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. хотя бы попытайтесь, не получится так вы пытались. на своем опыте говорю, время не вернуть назад, делайте именно сейчас. занимайтесь больше со своими детками и любите чаще

  5. Марина говорит:

    Чистить зубы, один из пунктов. Это как? В год и четыре? На детских щетках написано 2+ или я чего то не понимаю?

    • Ольга говорит:

      Бывают специальные щетки для малышей. Прозрачные, силиконовые, на палец родителя надеваются.

    • Анна говорит:

      Есть щётки 0+ как обычные взрослые, но мягкие, и пасты 1+. Мы чистим зубы уже с 1,3, дочери очень нравится. А силиконовые напалечники не для этого, это просто почесать десны.

    • Антон говорит:

      Вы так шутите наверное? щетки есть даже для десен, в виде силиконового напальчника, они же подходят и для первых зубов. Есть щетки классические с 6 месяцев, там щетина особая, закругленная в месте среза. У меня дочь сама пыталась зубы чистить, еще до года, так ей это понравилось. Пришлось купить с щетиной- силиконовой ей было неудобно. Попробуйте- ребенку очень понравится. Пастой не обязательно пользоваться, но если надумаете, то специальной, не взрослой.

  6. Анастасия говорит:

    Все индивидуально. У нас вот в 1,4 года зубы все по очереди растут, уже коренные жевательные показались. И зубы не приносили дискомфорта, только руки постоянно во рту. Да и сразу стал учиться ходить с опорой, нежели сидеть (в Этом плане сын в меня пошел). Но слова говорить пока не хочет, только иногда говорит как корова мычит, мама, баба (на папу), звук тррррр, брум-бум-бум губами, месяц назад стал говорить «иди», «де» (где). Но все предметы знает и смотрит на них. И на это наш невролог сказал, что пока паниковать рано, надо подождать до 1,5 лет. Адекватный ответ, я считаю. Ведь все разные, а не роботы

  7. Иван говорит:

    Наверное автор хотел сказать что должны уметь родители, а не ребёнок. 1. Подготовка и распределение средств 2.Расчет времени 3.Реализация процесов ухода за ребенком. И тд. Для того чтобы выполнить все изложеное у мамы не должно быть ни личной жизни ни работы ни каких других семейных обязаностей. Ну и сколько такая мама протянит и что с ней будет?

    • Светлана говорит:

      Иван, я такая мама и живу в режиме зомби:)).Все семейные дела выполняю вместе с малышом.

    • Антон говорит:

      Если на жену не сваливать всю работу по дому, и не задирать ноги приходя с работы самому, то все нормально будет с мамой.

  8. Юлия говорит:

    Не согласна с нормами роста. Девочки обычно ниже мальчиков. И зубы. Сначала же первые моляры прорезываются, а затем только клыки. Но и то, нельзя утверждать, что именно в год и четыре это происходит.

  9. Виктория говорит:

    У меня сын,очень любопытный и подвижный, каждое утро чистит зубки, на стул, стол, по шкафам, на горку, вобщем везде залезает. А вот в плане собрать пирамидку… или говорить 10 слов … увы… Вывод: все разные, но заниматься с ребенком стоит чаще, именно заниматься, а не тренировать, как в цирке собачек.

  10. Антон говорит:

    с рационом не совсем согласен. Для мозгов в этом рационе одни углеводы, а он более чем на 60 % состоит из липидов, и в основном для нервной системы требуются полиненасыщенные жирные кислоты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *