О чем говорит почерк ребенка?

Давайте для начала определимся со значением самого слова «почерк». Итак, почерк – это система определенных движений, позволяющая зафиксировать в рукописи условные графические знаки. Почерк каждого человека индивидуален. Он не только отражает психологическое состояние человека на момент письма, но и раскрывает его характер.

Существует целая наука, занимающаяся изучение разных стилей письма. Эта наука называется «графология»: от древнегреческого (γράφω пишу) и (λόγος учение). В соответствии с данным учением почерк напрямую связан с индивидуальными особенностями человека. История графологии уходит своими корнями к эпохе античности. Еще древнегреческий философ Аристотель писал, что нет одинаково пишущих людей. Император Нерон, прочитав одно из присланных ему посланий, заявил, что не хочет общаться с человеком его написавшим. На вопрос: почему? Он ответил, что почерк этого человека раскрывает его предательскую натуру. Письмо, по мнению графологов, довольно сложный психомоторный навык, который откладывается в мозге и в течение жизни не утрачивается. Первый фундаментальный труд на эту тему написал Камилло Бальдо в 1622 году. Его сочинение украшал эпиграф: «Льва узнают по когтям».
А что же мы – родители можем узнать о своих детях по их почерку? Именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить в этой статье.

Что влияет на формирование почерка у детей?

По мнению педагогов, психологов и графологов на формирование почерка значительное влияние оказывают следующие факторы:

  • Условия обучения письму. Этот фактор включает в себя: графические нормы, обучение письму по определенной системе, типовые прописи, использование тех или иных средств письма.
  • Правильная посадка, правильное положение рук при письме, правильный захват ручки.
  • Письменная практика. Дети, уделяющие письму большое количество времени, как правило, сохраняют навыки и придерживаются «школьного» почерка всю жизнь, соблюдая усвоенные ими в детстве графические нормы письма.
  • Своеобразие учебных прописей, распространенных в разных странах и областях.
  • Намеренное или непреднамеренное подражание. Дети, наблюдая за пишущим человеком, нередко начинают копировать его почерк. Чаще всего дети подражают почерку учителей, родителей, друзей и т.д.
  • Скорость письма. Почерк ребенка может претерпевать существенные изменения при необходимости по той или иной причине ускорять процесс написания текста. Специалисты не рекомендуют (особенно в младших классах), вынуждать детей писать быстро. При быстром письме дети не успевают сосредоточиться на правильном и красивом написании букв. По мнению графологов, в детском возрасте, когда почерк еще не совсем сформирован, его очень легко испортить.
  • Желание и настроение. Как показывает практика, почерк ребенка напрямую зависит от его настроения и желания заниматься письмом.

Факторы, оказывающие влияние на почерк, требующие незамедлительного вмешательства специалистов.

  • Неразвитая мелкая моторика рук.
  • Врожденные особенности мозговой деятельности: зеркальное письмо, леворукость, дисграфия и т.д.
  • Психологические факторы: нежелание посещать школу, нелюбовь к себе, переутомление, депрессия, непонимание родителей, стресс и т.д. Этот фактор должен особенно насторожить тех родителей, у которых почерк детей резко изменился в худшую сторону

Красивый почерк у ребенка можно сформировать, но для этого нужно медленно и много писать, использовать качественную ручку и бумагу, иметь перед глазами «достойный» пример и прикладывать достаточно много стараний.

В течение жизни почерк у человека может меняться, чаще всего это зависит от возрастных изменений.

Основные виды почерка у детей

В графологии почерк принято подразделять на 6 видов:

  1. Крупный почерк.
  2. Мелкий.
  3. Угловатый.
  4. Закругленный.
  5. Почерк с сильным нажимом.
  6. Почерк с изящными заглавными буквами.

Красивый почерк – это признак организованности ребенка, его старательности и психологической стабильности. Корявый, неровный почерк – это первый сигнал тревоги для родителей. Детский почерк это не только красивые буквы и ровные строчки. Это признак возрастного развития, показатель состояния физического и душевного здоровья ребенка.

Безусловно, в двадцать первом веке идеальный почерк большая редкость. Надо отметить, что и требования к почерку в школе существенно изменились. Если раньше большое внимание уделялось правильности написания букв, нажиму и наклону, то сегодня на это практически никто не обращает внимания. Главное – чтобы буквы были читабельны. Хорошо это или плохо, но таковы реалии и с ними приходится мириться.

Что можно узнать о характере ребенка по почерку?

Многие родители интересуются, о чем может поведать им почерк ребенка? По мнению специалистов, почерк может рассказать не только о личностных особенностях характера ребенка, но и об его эмоциональном состоянии.

Графологи, изучающие взаимосвязь почерка и характера, утверждают, что:

  • Крупный и размашистый почерк свидетельствуют об общительном и дружелюбном характере ребенка. Дети с таким почерком, как правило, отличаются широтой натуры, готовностью поделиться всем чем угодно. В старшем возрасте размашистый почерк может говорить о стремлении ребенка выглядеть более мужественно, позиционировать себя как гордого и независимого человека.
  • Мелкий почерк свойственен детям замкнутым, скрытным, сдержанным в проявлении каких-либо эмоций. Если у ребенка не только мелкий, но и убористый почерк – он не имеет склонности к широким жестам, он экономный и расточительность не в его характере.
  • Угловатые буквы свидетельствуют об эгоистичности и амбициозности.
  • Закругленные буквы говорят о доброте и отзывчивости ребенка.
  • Почерк с изящными заглавными буквами – показатель стремления ребенка к самоутверждению. Такие дети желают произвести на окружающих приятное впечатление, это очень романтичные натуры.
  • Почерк с явно выраженным нажимом говорит о том, что ребенок обладает сильной волей и усидчивостью. Такие дети способны быстро принимать решения, они отличаются смелостью и решительностью.
  • Если буквы в тетрадке едва видно, этот текст писал нерешительный и сомневающийся во всем (и в себе, в том числе) ребенок.
  • Безупречный, каллиграфический почерк свидетельствует об опрятности и аккуратности ребенка. Однако такие детки очень несамостоятельны.

Еще несколько наблюдений от графологов.

  • Если ребенок при письме не соединяет буквы рисками, у него прекрасно развита интуиция.
  • У детишек, в письме которых одна буква «наезжает» на другую, очень хорошо развито логическое мышление.
  • Неразборчивый почерк свидетельствует о беззаботности ребенка и его энергичности.

А вот, что отмечают психологи.

  • Если на не разлинованном листе бумаги (А4) строка письма поднимается вверх слева направо – ребенок мыслит позитивно.
  • Спокойный ребенок даже на таком листе умудрится писать ровно.
  • Строки на листе окажутся волнообразными, если ребенок хитрец, фантазер и немного авантюрист.

Письмо – это индивидуальное комплексное умение. А посему почерк ребенка зависит не только от графического навыка, но и от его личностных особенностей. Специалисты напоминают родителям, что графический навык должен формироваться постепенно, в соответствие со степенью взросления личности ребенка. Развитие письменных навыков в слишком раннем возрасте недопустимо. Первый этап обучения ребенка письму должен идти одновременно с формированием детской костной системы.

Специалисты рекомендуют начинать обучение этому навыку в возрасте пяти-семи лет. Заставлять малыша писать быстрее ни в коем случае нельзя. Ребенок начнет нервничать, а это может привести к негативным последствиям в его развитии и к изменению его личностных качеств.

К десяти годам у большинства детей навык письма полностью освоен, а вот личность ребенка еще сформирована не до конца. Детский почерк уже относительно стабильный, однако графологи не рекомендуют проводить его полноценный анализ, так как в почерке будут отражаться свойства несформированной личности. Почерк еще будет меняться. Конечно, уже не глобально, но локальные изменения он будет претерпевать. Поэтому анализ почерка будет достоверным лишь тогда, когда навык письма для ребенка приобретет автоматический характер, ребенок начнет писать достаточно быстро, а процесс письма будет неосознаваемым.

По мнению графологов, почерк становится действительно «индивидуальным» только к шестнадцати годам.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *