vikaredaktor
Дата написания: 04.07.2018
Время на чтение: 10 мин

Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

В учебном процессе немаловажное значение имеют дисциплина и порядок. Школьники, не умеющие себя вести, мешают учиться одноклассникам, учителю приходится тратить драгоценные минуты на их успокоение, а не объяснение материала. Поэтому важно ученикам объяснить правила поведения.

Как объяснить школьнику правила поведения?

Первоклассники уже должны быть знакомы с элементарными правилами поведения: такими, как приветствие взрослых, обращение к старшим, поведение дома и в общественных местах. В школе количество правил будет постепенно увеличиваться. Чтобы школьнику было легче их выполнять, важно сказать ему не только, что он обязан делать, но и на что имеет право. Ведь когда он не будет себя чувствовать только обязанным, ему станет легче подчиняться законам этикета.

Когда ребенок будет знакомиться с правилами, важно пояснить целесообразность каждого пункта:

  • Изучая правила поведения в раздевалке можно акцентировать внимание на то, что соблюдая их, школьник сможет сохранить свои вещи в чистоте и порядке, а также избежать потери или кражи ценных предметов, случайно оставленных.
  • От соблюдения правил поведения на уроке зависит успеваемость: если ученик будет опаздывать, разговаривать, вертеться, то не сможет включиться в урок и понять тему, а если пропускать без уважительной причины, то количество неизученной информации будет увеличиваться, и ребенок отстанет от программы.
  • Если каждый во время перемены будет прыгать и бегать, то другие могут получить опасную травму. Такие же последствия могут быть, если школьник во время бега споткнется и упадет, поэтому важно соблюдать правила поведения на перемене.
  • Ученик, который не знает правил поведения в столовой, опасен для окружающих: толкаясь, он может опрокинуть на кого-то суп или чай. Если разговаривать с набитым ртом, то можно подавиться, а высказанное неудовольствие от полученной еды будет неприятно повару.
  • Правила поведения в библиотеке помогают быстрее найти нужную информацию для домашней работы.
  • Если каждый ученик будет мусорить на школьном дворе, рвать цветы и ломать деревья, то он превратится в свалку. А кому приятно учиться в школе, рядом с которой находится свалка?

Драка в коридоре

И еще один момент, о чем следует поговорить с учениками: если они заметили какие-либо нарушения школьных правил, то они должны сообщить об этом учителю.

Как научить школьника соблюдать правила поведения?

Конечно, детям сложно следовать правилам, ведь они очень подвижны и забывчивы, им невероятно сильно хочется с кем-нибудь поделиться новостью, даже если идет урок. Но одно нарушение повлечет за собой второе, постепенно нарушение войдет в привычку. Поэтому важно с самых первых дней в школе приучать детей к порядку.

Плюсы
Как это можно сделать:

  1. На первом же уроке установить «Правила школьника», где в нескольких предложениях указать, как нужно вести себя на уроке: «Говорить можно после разрешения учителя» или «Как только зазвенит звонок, все должны встать возле парт». Правила нужно напоминать из урока в урок, а чтобы дети быстрее запомнили, их можно распечатать на принтере и повесить на стенд.
  2. При нарушении порядка задавать открытые вопросы: «Что ты делаешь?». В этом случае школьнику нужно будет объяснить свои действия, у него будет время осознать неправильность поведения. Если задавать обвинительный тон беседе — «Я ведь говорила, что так делать нельзя!» — можно добиться противоположного эффекта: ребенок на время успокоится, а через 5 минут, так и не осознав свою вину, продолжит нарушать дисциплину.
  3. Учить собственным примером: если взрослый что-то требует от ребенка, то он сам должен вести себя соответственно. Требуя ответственного отношения к учебе, учитель сам должен быть ответственным. В противном случае правила обесценятся, уровень ответственности школьников понизится.
  4. Настаивать на соблюдении правил. Если не оказывает воздействие просьба, произнесенная спокойным голосом, нужно побеседовать с учащимся после уроков о недостойности его поведения, о последствиях такого поступка. В этом вопросе важно добиться от ученика не только хорошего поведения, но и уважительного отношения ко всем правилам.
  5. Мотивировать учеников на достойное поведение. С этой целью можно использовать похвалу, знак отличия.

В Австралии, например, учеников к хорошему поведению мотивируют еженедельными грамотами и призами, которые вручают за успехи и достижения перед всеми учениками. Те, кто в конце четверти набрал больше всех грамот и флажков, может получить значок отличия на форму или отправиться на чаепитие в кабинете директора.

Соблюдение правил поведения в американской школе

Так же, как и в других странах, американские школьники могут нарушать правила поведения. Но в этой стране родители, выбрав школу, сначала подписывают документ, что ознакомлены с правилами поведения в школе, мерами воздействия и готовы принять ответственность за поведение своих детей.

Они сами разъясняют будущим ученикам правила поведения в школе. С нарушителями дисциплины разбирается не сам учитель, а специальный офис – канцелярия, – в котором работает несколько дежурных администраторов. С младшего возраста поощряется «ябедничество»: дети доносят о проступках одноклассников, и это не считается позорным.

Школа в Америке

Минусы
Что запрещается делать в американской школе ученикам:

  • Спорить с учителем и тем более грубить ему, даже если не согласен с выставленной отметкой, тем более за работу, которую якобы оставил дома.
  • Во время учебного процесса можно не слушать и дремать, шепотом разговаривать, но нельзя драться, ругать и мешать учиться окружающим.
  • Включать сотовый телефон.

За нарушение правил дети могут быть наказаны:

  1. Если были совершены мелкие проступки, ребенка могут отослать в штрафной класс, где он будет работать самостоятельно. Причем выйти он сможет только с позволения дежурного администратора.
  2. Старшеклассников могут лишить обеда.
  3. При совершении грубых нарушения или часто повторяющихся мелких ученика могут на 1-2 недели исключить из школы.
  4. Злостные нарушители переводятся в специальную школу. Дело может даже дойти до полиции.

Подобные меры помогают контролировать поведение детей в школе, но вот за ее пределами они уже не такие послушные и дисциплинированные.

Воспитание в школах Японии

В Японии дети просто окружены родительским вниманием: родители берут ребенка с собой на прогулку, постоянно разговаривают с ним, обнимаются. Они учат своих отпрысков быть вежливыми и внимательными к окружающим, не мешать им своим поведением.

При нарушении правил поведения они не наказывают физически, не читают нотаций и не кричат. Свое недовольство они показывают взглядом и интонациями. Когда маленькие японцы понимают, что расстроили своих родителей, им становится стыдно, они раскаиваются в сделанном поступке и стараются исправить его.

Уникальным считается обучение школьников в начальной школе, где главным считаются именно манеры, а не получаемые знания. Основное внимание уделяют воспитанию детей, обучению уважительного отношения ко всему, что окружает, способности сочувствовать и самоконтролю.

Школа в Японии

Правила поведения в других странах

Плюсы
В каждой стране есть что-то свое, особенное, даже в том, как учат детей хорошему поведению:

  • Индусы стремятся воспитать детей добрыми и терпеливыми, находящимися в гармонии с собой и природой. Взрослые учат своим примером, никогда не повышая голос в присутствии ребенка. Основное внимание в школе уделяется воспитательному процессу, за отметки никто не ругает. Превалирует доброжелательность и открытость.
  • В Китае к детям очень строги. С самого детства ребенок учится жить в послушании взрослым, которым перечить нельзя. Родители решают за детей все, и при этом хвалят их очень редко.
  • Во французскую школу ребенку запретят приносить лекарства и игрушки. Но можно взять с собой книгу и почитать ее даже во время урока, главное, чтобы все обязательные упражнения были выполнены. За поведение детей отвечают родители. Администрация школы обеспечивает организацию процесса, охрану территории и отсутствие посторонних людей.
  • Интересны законы Швеции, утверждающие о неприкосновенности личности и достоинства детей. К детям относятся так же уважительно, как и к взрослым, поэтому в школе педагог никогда не будет хвалить и ругать учеников при одноклассниках. Успеваемость и поведение он обсудит лично с каждым и их родителями. Ведь психологический комфорт каждого ребенка – это важная составляющая учебно-воспитательного процесса школы в Швеции.

Правила поведения в школе – это только часть огромного айсберга с названием «Этикет». Если объяснить практическую ученику целесообразность каждого правила, то ему будет легче смириться с этой обязанностью. И в какой бы школе он ни учился, везде ему пригодится умение вести себя.

Оцените статью
ваше мнение очень важно для нас

Загрузка...
Подписка

рассылка baragozik

За подписку, оформленную до 31.07.2021 дарим курс психолога Анны Петровой «Как воспитать сильную личность»