Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

Ребенок подрастает, поступает в детский сад, затем в школу. Мама ответственность за его воспитание взваливает на воспитателей и учителей, аргументируя это нехваткой времени и сильной занятостью. У нее всегда виноват учитель, потому что: «Я же работаю!». Кто же должен воспитывать ребенка: родитель или учитель?

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность несут, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие увлечения детей.

Поэтому они должны быть:

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в обязанности родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

Воспитательные функции родителей дополняются следующими:

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.

Родители в школе

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с учителями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Второй по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает наличие у педагога в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

Из этого следует, что учитель в рабочее время:

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.

Обязанности классного руководителя несколько шире и предполагают следующие меры воспитательного воздействия на детей:

  • Тесное сотрудничество с родителями.
  • Проведение классных часов, организация внеклассных мероприятий, воспитательных экскурсий.
  • Содействие установлению благоприятной среды для развития личности школьника, классного коллектива.
  • Помощь ученикам при решении проблем, возникающих при общении с окружающими.
  • Ознакомление учеников с правилами безопасного поведения.
  • Организация безопасной среды для развития личности детей.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.

Учитель выгнал с урока1

Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:

  • Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка. При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

На что имеет право учитель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые чаще всего отражены формально.

На что же он имеет право в учебно-воспитательном процессе:

  1. На защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать учителя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, которого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной форме претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном виде. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что законные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и форм воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как учить, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой форме.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право чаще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на жалобу на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование посещения родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Конечно, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие отца и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематически игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Требовать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при повторном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической культурой или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик находится в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

Урок алгебры

Также педагог может:

  • Совещаться с коллегами на тему личных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в трудной жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить дополнительные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по болезни), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его предмету.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответствующие органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с отцом и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач учителя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен стать близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое активное участие в общепедагогическом процессе.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *