Ребенку-дошкольнику ничего не интересно, кроме ТВ и планшета – что делать, мнения профессионалов?

Большинство дошкольников проводит время у экрана телевизора или планшета. Такое небезобидное увлечение устраивает родителей, ведь малыш спокойно сидит, не шалит и узнает что-то новое. Но подобная зависимость затормаживает нормальное развитие дошкольника, поэтому нужно экран менять на «живое» общение и совместно проведенный досуг.

Последствия экранной зависимости

Чаще всего родители сами «подсаживают» своих детей к экрану. Делают они это тогда, когда не хотят уделять внимание ребенку и поиграть с ним: во время ожидания в очереди к врачу, в поездке, когда ребенку не с кем играть, а взрослые заняты. Постепенно реальный мир ребенка заменяется виртуальным, в котором можно и картинки раскрашивать, и животных выращивать, и даже строить замки. Малышу становится неинтересным все, что его окружает: родители, игрушки, животные.

Определить появление зависимости от экрана можно по таким признакам:

  1. Ребенок настолько поглощен просмотром телевизора или игрой, что ему неинтересно все, что происходит вокруг.
  2. Требует включить ему телевизор, дать планшет, если не удовлетворяется желание, может закатить истерику.
  3. Становится рассеянным, непослушным.
  4. Перестает проявлять интерес к другим занятиям.
  5. Отказывается от пищи, чтобы не пропустить что-то важное.

Экранная зависимость

Если не принять своевременные меры, то возможны проблемы со здоровьем:

  • Нарушение сна, зрения, аппетита.
  • Неправильная осанка.
  • Головные боли.
  • Постоянная усталость.
  • Эмоциональные нарушения (появление фобий, страхов, агрессивное поведение в результате просмотра ужастиков, игр, основанных на насилии, «стрелялок»).
  • Психофизиологические проблемы (энурез, заикание или нервный тик).
  • Нарушение социальных функций (сложности в общении с ровесниками, замкнутость, грубость).

«Выпадание из реального мира» — вот результат, к которому может привести бесконтрольное просиживание перед экраном. Ребенок перестает осознавать грань между добром и злом, если перед его глазами постоянно мелькают картины насилия. Из-за этого современные дети становятся агрессивными и равнодушными к переживаниям других.

Что делать?

Избавиться от нежелательной зависимости можно, но сложно. Перед этим необходимо запастись терпением, временем и воображением. Ведь придется придумывать, чем таким интересным занять малыша, чтобы он покинул виртуальный мир.

Забирать планшет или запрещать просмотр телевизор нежелательно. Такие строгие действия могут вызвать сильную истерику и нервный срыв. Лучше всего уменьшить время, проводимое у экрана, заинтересовав ребенка активными играми.

Истерика

Причем, спланировать день нужно так, чтобы у него просто не оставалось время на игры и мультфильмы.

Если ребенок посещает детский сад, то родителям проще – они могут просто договориться и по очереди заниматься вечером с ребенком.

Детей, которые находятся дома, тоже можно завлечь, чтобы они занимались одни, пока мама занята:

  • Играми с водой.
  • Лепкой из пластилина или соленого теста.
  • Рисованием акварелью или пальчиковыми красками.
  • Девочкам можно дать крупные бусины, из которых они будут делать красивое ожерелье.

Избежать отрицательных последствий помогут такие рекомендации:

  1. Учить ребенка нужно на собственном примере. Если в доме постоянно работает телевизор, то ребенок к нему привыкает. У родителей, постоянно «зависающих» в компьютере, дети вырастают зависимыми от экрана. Чтобы помочь ребенку избавиться от зависимости, нужно показать, что в жизни есть немало вещей, приносящих пользу и радость: занятия спортом, игры на свежем воздухе, рукоделие, чтение книг, рисование.
  2. Придумать ребенку интересное занятие, ведь дошкольник часто не знает, чего именно он хочет. Например, покататься на скейте, лыжах, коньках, сделать красивые бусы. Но не просто дать малышу задание, а показать ему своим примером, как это интересно. Если купили малышу лыжи, то нужно показать, как на них кататься, посоревноваться и обязательно дать ему победить.
  3. Время просмотра телевизора и игры на планшете необходимо ограничить. Ребенок должен знать, когда и сколько времени он может проводить возле экрана. Дошкольникам рекомендуется заниматься на компьютере не чаще раза в неделю от 10 (5 лет) до 20 минут (6-7 лет). Не следует смотреть телевизор перед сном и в вечерние часы.
  4. Чтобы у ребенка было меньше свободного времени, нужно записать его в кружок по интересам. Он будет обмениваться мыслями и мнением с единомышленниками, учиться общаться, решать конфликты. Кроме этого, ситуации успеха позволят сформировать нормальную самооценку, определить приоритеты.
  5. Просмотр телевизора лучше заменить совместно проведенным досугом: прогулкой, экскурсией, настольными играми, походом в лес.
  6. Планшет рекомендуется использовать только в качестве развивающего пособия, установив на него полезные игры. По телевизору желательно смотреть развивающие программы, а не бессмысленные мультфильмы, «отупляющие» сознание ребенка.

Любимые занятия

Чтобы ребенок не «потерялся» в реальности, необходимо его привлекать к реальным событиям. Для этого стоит завести домашнее животное, поощрять его общение с друзьями, любимые занятия, проводить вместе досуг и устраивать веселые игры и приключения.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *