Почему ребенку не нравится учиться и что с этим делать?

Самый высокий уровень мотивации к учебе наблюдается у первоклассников. Постепенно он снижается, перерастая в антипатию к школе и потере приоритета образования, что негативно отражается на успеваемости и дальнейших возможностях школьника. Чтобы избежать этого, необходимо знать, почему ребенок не желает учиться, и как решить проблему.

Почему дети не хотят учиться?

Выяснить, почему ребенок не хочет учиться можно путем наблюдения за ним или в ходе откровенного разговора. Главных причин нежелания посещать школу может быть две. Во-первых, это сложные отношения в классном коллективе или с педагогами.

Дети очень уязвимы и не способны конструктивно решить проблемы, возникающие при общении с окружающими, так как им не хватает жизненного опыта. Если ребенок не чувствует себя комфортно в коллективе, то ему сложно в нем работать. В итоге страдают успеваемость и мотивация к учению.

Что делать в этой ситуации:

  • Поговорить с ребенком «по душам», выяснить причины конфликта.
  • Постараться найти выход из затруднительного положения.
  • Если конфликт слишком серьезный (имеет место травля со стороны одноклассников или педагога), то следует подумать о переводе в другую школу или класс, проконсультироваться с психологом.

Нежелание учиться могут вызвать другие причины, связанные с учебной деятельностью.

Причина 1: Недостаточность знаний

Каждый ребенок имеет индивидуальный темп работы: кто-то успевает усвоить материал на уроке, кому-то не удается осилить весь объем. Пробелы в знаниях приводят к недопониманию новых тем, неусвоению материала и, как следствие, созданию ситуаций «неуспеха», когда ребенок понимает, что справиться с заданием он не сможет.

Череда неудач способствует понижению самооценки школьника, он, заранее предугадывая проигрыш, отказывается что-либо делать вообще.

Уроки, на которых ученики испытывает затруднение, становятся самыми нелюбимыми, желание учиться пропадает.

Нелюбимые уроки

Что делать: создавать ситуации успеха.

Чтобы школьник не ощущал себя неполноценным, необходимо помочь ему усвоить тот материал, в котором он испытывает затруднения. Начинать нужно с разъяснения базовых понятий, постепенно переходя к анализу сложных явлений. Каждый ребенок – маленький исследователь, которому хочется сделать какое-то открытие. Каждую победу, даже самую маленькую, нужно обязательно отметить.

В итоге ребенок научится преодолевать трудности, находить ответ на любой вопрос. Ситуации успеха пробудят в нем желание учиться и одерживать новые победы.

Причина 2: Непонимание смысла учения

Школьник порой не понимает, для чего ему нужны все изучаемые предметы. Сравнивая при этом родителей (они ходят на работу, где все знают и получают за это деньги) и себя (приходится посещать нелюбимые и скучные предметы, делать то, что нужно), они приходят к неутешительным выводам: быть взрослым гораздо интереснее!

Обязательность учения может пробудить в душе ученика бурю протеста, что никак не способствует развитию интереса.
Что делать: объяснить смысл учения.

Объяснения на будущую перспективу не удовлетворят ребенка (например, чтобы поступить в институт или найти хорошую работу). Учиться только потому, что «надо», ребенку также не понравится.

Объяснить цель учебы лучше с опорой на увлечения ребенка.

Спортсмену легче доказать необходимость изучения других предметов с опорой на эту область: в каких странах происходят соревнования (география, иностранный язык), расчет траектории (математика). Ботаник поймет необходимость математических знаний при решении практических задач, лабораторных работ и т.п.

Урок математики

Главное, чтобы ребенок понял, что учеба – это основная составляющая его развития, как личности, в любом возрасте. Всегда нужно поддерживать свое чадо и стимулировать проявление самостоятельности и ответственности по отношению к учебной деятельности.

Причина 3: Отсутствие пространства для действий

Чаще всего в школе информация ребенку предоставляется в готовом виде – ему нужно только ее услышать или увидеть, а затем повторить действия, решая подобные задачи.

Продуктом подобных действий является оценка, которая зачастую не представляет особой ценности.

Чтобы мотивировать ученика на обучение, необходимо дать ему пространство для деятельности.

Только тогда, когда он сможет ощутить продукт своих действий, он будет что-то создавать, решать задачи и двигаться к поставленной цели.

Что делать: создавать возможности для деятельности.

А для этого родители должны изменить свой подход к ребенку.

Каждую задачу нужно ставить перед ребенком не как указание, а как вызов или предложение.

Пусть он самостоятельно приготовит завтрак, разведет костер во время похода или проведет экскурсию. Если ученик будет принимать участие в различных действиях, он научится находить оптимальное решение любой проблемы, что позволит ему чувствовать себя победителем.

Причина 4: Большое разнообразие сфер деятельности

Большой выбор кружков и секций – это неплохо, ведь ребенок сможет многое посмотреть, узнать и понять, что ему больше нравится.

Если ученик стремится быть успешным во всех сферах, то это чревато развитием комплексов и стрессовыми ситуациями.

Художественный кружок

Ребенок превращается в робота, стремящегося выучить все, даже то, что ему неинтересно. Как итог – неумение расставлять приоритеты и нежелание учиться вообще ввиду потери интереса к предметам.

Что делать: определиться с основным профилем и направить все силы и усилия на его освоение.

Любое действие должно приносить радость. Не стоит тратить силы и нервы на неинтересные предметы, которые не понадобятся в будущем. Их можно изучать без углубления, получив только базовую информацию.

Определив приоритетное направление и интересные сферы, нужно уделить им больше внимания. Удовлетворение от сделанной работы принесет большую пользу в плане обучения и повысит уровень мотивации к самому процессу.
Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *