Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Стремление всесторонне развить своих детей — это нормальное желание родителей. Именно поэтому они стараются как можно раньше отдать свое чадо в спортивную секцию, на курсы изучения иностранных языков и в различные группы, где ребятишек учат читать, писать и производить простейшие математические действия. Все это, безусловно, очень важно, но не менее значимо, по мнению психологов и педагогов, эстетическое и музыкальное развитие.

Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?

Некоторые молодые мамы и папы считают, что если их чадо научилось сидеть, ходить, бегать, разговаривать и даже знает некоторые буквы, этого достаточно для его полноценного развития. Однако все не совсем так. Музыкальный слух не менее важен для формирования гармоничной личностиПочему?

  • Прослушивание хорошей музыки укрепляет центральную нервную систему.
  • Появление и развитие чувства ритма помогает лучше двигаться и делает движения более скоординированными.
  • Укрепляется мышечный аппарат.
  • Формируется вкус у малыша.
  • Развиваются лидерские качества.
  • В будущем прослушивание музыки поможет адаптироваться в коллективе, т. к. известно, что гармонично развитые люди способны налаживать контакты с любыми членами общества.
  • Игра на детских (а потом, возможно, и на взрослых) инструментах развивает мелкую моторику.
  • Танцы (любые движения под музыку) развивают крупную моторику.

Раннее развитие в этом направлении со временем может повлиять даже на выбор профессии. Совсем не обязательно, что мальчик или девочка станет музыкантом, однако способность понимать себя, свои вкусы и желания помогут сделать правильный выбор.

Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста

Говоря об особенностях музыкального развития и слуха у детей, стоит начать с того, чего делать не желательно.

  • Человек различает звуки, еще находясь в утробе матери. Поэтому даже рядом с беременной женщиной нельзя кричать и включать громкую музыку (особенно с ярко выраженными низкими частотами).
  • Сразу после рождения младенец понимает лишь интонацию, поэтому нельзя повышать голос, находясь рядом с ним.
  • С появлением в семье малыша должно быть введено табу на ругательства.
  • По отношению к себе кроха ни в коем случае не должна слышать слова типа «отстань», «прибью», «надоел» и т. п.
  • Малышу не нужно включать ту музыку и те песни, которые вызывают у него негативные эмоции, даже если это классические композиции, рекомендованные педагогами и психологами.

Как понять, что малышу нравится музыка?

Малышочек до года вряд ли сможет объяснить, что ему нравится и почему. Поэтому надо наблюдать за его реакцией.

Как понять, вызывает ли мелодия позитивные эмоции? Легко, ведь малыш производит некоторые движения, у него меняется мимика и пр.

  • Он прислушивается.
  • Замирает.
  • Иногда перестает заниматься тем, чем занимался до этого.
  • Подходит (подползает) к источнику звука.
  • При регулярном прослушивании любимых песен начинает демонстрировать хороший сон и аппетит.
  • Узнает понравившуюся музыку.

Следите за реакциями чада, и вы поймете, когда и что давать ему послушать. Но не надо забывать, что даже самые любимые звуки рано или поздно могут надоесть. Поэтому, если младенец стал капризничать, нервничать и т. д., лучше прекратить прослушивание и переключить ребенка на другое занятие.

Чтобы музыкальное развитие детей было гармоничным, надо действовать сразу в двух направлениях: слушание музыки и ее исполнение.

Слушание музыки

Как ни странно, развитие музыкального слуха начинается с понимания речи. Поэтому, прежде чем переходить к мелодиям, надо научиться говорить со своим чадом.

  • Не коверкать слова.
  • Не сюсюкать.
  • Произносить каждое слово четко, внятно с нужной интонацией.

Спустя некоторое время малыш начнет подражать вашей речи — это лучший момент для того, чтобы начать развивать его слух.

Как правильно развивать слух у ребенка?

  • Играть в игру, когда одно и то же слово (фраза) произносится с разными интонациями. Например, фразу «посмотри, это мяч» можно сказать отрывисто, выделяя каждый слог, плавно, нараспев, тихо, громко, испуганно, восторженно и т. д.
  • Включать приятную и вам, и вашему чаду музыку. На ночь и перед дневным сном можно слушать классическую музыку. Днем во время активных игр включать танцевальную , детскую музыку, веселые песенки из детских мультфильмов. Пробовать танцевать вместе с малышом.
  • Подпевать простым песенкам, которые нравятся дочке или сыну (кроха будет повторять, и так постепенно научится напевать).
  • Показывать малышу, как играют на различных инструментах. Желательно, конечно, чтобы мальчик или девочка видели инструмент, как говорится, живьем. Но если такой возможности нет, то можно показать короткое видео.

Педагоги советуют родителям маленьких детей научиться самим играть на каком-нибудь инструменте. Желание подражать взрослым вызовет у малыша стремление к извлечению звука.

Исполнение музыки

Маленьких детей несложно научить исполнять гаммы и даже простые произведения на фортепиано, но это надо, скорее, родителям для реализации их амбиций и для того, чтобы было чем похвастаться перед гостями. Крохе же нужно совсем другое — научиться слышать звуки.

  • Выходя на прогулку, прислушивайтесь к звукам, которые вас окружают: пение птиц, журчание воды, рев машин, шелест листьев и т. д. Пусть малыш попробует «подпеть» этим звукам, а потом, придя домой, повторит их с помощью доступных средств: свистулька, листы бумаги, вода из-под крана и т. п.
  • Не запрещайте чаду извлекать звуки из любых предметов — пускай стучит карандашом по перевернутым стаканчикам и кастрюлькам, перебирает пуговицы, шуршит фантиками, гремит ложками.
  • Приобретите специально для вашего ребенка какой-нибудь инструмент. Совсем не обязательно покупать дорогие цифровые фортепиано или электрогитары, но это должно быть нечто более серьезное, чем пластмассовая дудочка. Дети ценят отношение к ним, как к «большим».
  • Если ребенок еще совсем маленький, то надо позаботиться о том, чтобы у него были игрушки, издающие самые разные звуки: колокольчики, «гремелки», «пищалки» и т. п.
ВАЖНО! Обязательно хвалите младенца за все его успехи, подмечайте то, что он научился извлекать новые звуки, выучил песенку или хорошо повторил то, что услышал.

Методики развития музыкальных способностей у малышей

То, как именно взрослые будут помогать малышу развивать его музыкальные способности, зависит, в первую очередь, от его возраста.

0-2 года

О серьезных инструментах (гитарах, пианино и барабанах) речи, конечно, не идет. Но игрушки надо выбирать тщательно.

  • Погремушки должны издавать разные звуки.
  • Как только карапуз начинает сидеть, перед ним надо класть сразу несколько игрушек, издающих звуки, чтобы учить сочетаемости.
  • Прекрасно подойдет обучающий (развивающий) коврик для знакомства с разными звуками .
  • Ксилофон, мелофон, металлофон

2-4 года

После двух лет малышу можно предложить «поиграть» на настоящих инструментах.

  • Говорите названия инструментов и тут же показывайте, как они звучат (для этого некоторые посещают дни открытых дверей в музыкальных учреждениях, ищут подходящие инструменты у родственников и знакомых).
  • Попросите малыша придумать песню, пусть она будет нескладная, а мелодия в ней едва угадывается, но это даст крохе возможность почувствовать себя творцом, что немаловажно для полноценного развития.
  • Подключайте эмоции и впечатления: в возрасте 2-4 лет мальчики и девочки способны отразить то, что они чувствуют, на бумаге — пусть нарисуют музыку, которую слышат.
  • Подпишите рисунок — что это была за мелодия и когда была услышана, а спустя некоторое время повторите эксперимент и сравните, как изменилось восприятие одной и то же музыки.

4-6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны понять, что такое процесс обучения, поэтому их можно знакомить с азами теории.

  • Расскажите им о чувстве ритма. Чтобы развить это чувство, очень важно читать стихи и учить их наизусть.
  • Опишите в доступной форме, что такое мажор и минор, продемонстрируйте примеры.
  • Чтобы дошкольник разобрался с тем, как получается песня, его надо познакомить с размером стихов. Для этого надо взять стихи и мелодию, которые не подходят друг к другу — пусть чадо на своем опыте убедится, что не всякий текст можно петь и не на всякую музыку он ляжет.
  • Если малыш проявляет интерес к занятиям, то можно попробовать рассказать ему о нотах, но усердствовать не стоит — как только он заскучает, занятие надо закончить.
ВАЖНО! Родители должны слушать и исполнять музыку, петь песни и учить стихи вместе с дочками и сыновьями, в каком бы возрасте они ни были. Поддержка и одобрение мамы и папы иногда творит чудеса.

Книги и пособия для родителей

Чтобы не «заблудиться» в способах и методах развития у детей музыкальных способностей, родителям можно воспользоваться специальной литературой.

  • «Развитие музыкальных способностей детей», М. Михайлова.
  • «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», М. Михайлова.
  • «Развитие музыкальных способностей у дошкольников», Л. Виноградов.
  • «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей», Н. Корчаловская. (Конспекты занятий, описанных в этом пособии, возможно, пригодятся больше педагогам ДОУ. Но и родители дошкольников, если они решили серьезно взяться за музыкальное воспитание чада, также смогут найти в книге много полезного).
  • «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Анисимова Г. И. (Игры, представленные в этой книге, помогут развить как музыкальные способности детишек, так и память, внимание, логику и т. д.).
  • «Музыка. Первый учебник вашего малыша», Г. Шалаева (Для получения теоретических знаний).
  • «Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей» (Сборник).

Кроме всех этих книг, существуют еще и авторские методики, представленные, как правило, на дисках, где сразу можно найти и описание занятия, и упражнения, и необходимые материалы (саму музыку), и даже соответствующие картинки.

Как развить музыкальные способности у ребенка — советы педагогов

Каким вырастет ребенок, насколько гармоничной личностью он станет, зависит от тех, кто его воспитывает.
Об этом в один голос говорят все психологи и педагоги. Поэтому важно знать, как правильно подойти к музыкально-эстетическому развитию маленького человека.

  1. Воспитывайте хороший вкус у детей: посещайте концерты, театры и выставки. Но при этом не делайте табу из того, что считаете для своего чада неприемлемым. Не так уж и страшно, если ребенок столкнется с проявлением плохого вкуса, это поможет ему на контрасте сформировать свой.
  2. Обсуждайте с ребятишками увиденное и услышанное, позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.
  3. Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке — это создаст позитивные ассоциации с действием, и малыш будет возвращаться к нему снова и снова.
  4. Не мешайте чаду петь, как он хочет. Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.
  5. Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий.
    Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.).
  6. Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям малыша. Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.
  7. Используйте одновременно три педагогических метода: наглядный, словесный и практический.

Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку — малыш должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.

Поделитесь с друзьями: