Какие занятия развивают внимание у малышей 1-5 лет?

 

По мере роста и развития ребенка круг его обязанностей и интересов расширяется. Чтобы выполнить доверенную ему работу хорошо, у малыша должны быть развиты усидчивость и умение концентрировать свое внимание на ней. Развитие этих навыков помогает воспитать и другие немаловажные качества, которые позволят ему быть успешным в будущем.

 

Упражнения для развития усидчивости и внимания у детей

Долго сохранять внимание на одном деле помогут такие занятия:

  • Рисование. Это занятие очень увлекает детей, фантазия которых безгранична. Они с удовольствием будут изображать разнообразные пейзажи и любимых героев фломастерами, карандашами или красками. Не стоит вмешиваться в сам процесс со своими указаниями, лучше предоставить малышу полную свободу действий. Тогда рисовать он будет более увлеченно, а потом работу покажет, надеясь увидеть одобрение на лице и получить похвалу за самостоятельность.
  • Лепка. Еще одно интересное занятие, позволяющее ребенку проявить фантазию и воображение, а также развить мелкую моторику рук. Создавать мини-скульптуры можно не только из пластилина, в качестве основы можно использовать соленое тесто, глину. Готовые фигурки можно покрыть белой акриловой краской, а потом раскрасить.
  • Аппликация. Малышу можно предложить наклеить в нужные места уже вырезанные фигуры из готового набора для аппликаций. Взрослый показывает, как это делается, приклеивает первую фигурку, помогает ребенку найти место для следующей. Постепенно все действия перекладываются на него. Как только малыш научится держать ножницы, ему предлагают сначала вырезать детали, а потом уже сделать из них картинку. Ребенку пяти лет можно предложить продумать простейшую композицию, найти нужные детали и создать аппликацию самостоятельно.
  • Пазлы. Маленьким детям можно предложить собрать картинку из крупных частей, детям постарше выбирают наборы с деталями помельче.
  • Мозаика. Мозаичные узоры можно собирать сначала по картинке, потом придумывать самим.
  • Вышивка, плетение из бисера (для девочек пяти лет). Занятия с иголкой и бисером позволят не только развить усидчивость, но и усовершенствовать мелкую моторику.
  • Моделирование, конструирование (для мальчиков). Позволяют развивать внимание, фантазию и воображение.

Отличными помощниками в развитии усидчивости выступают различные игры на сравнение, разделение предметов по различным признакам.

Сортировка

Простейшее занятие для дома.

Ребенок сортирует

Маленькие дети сортируют предметы по таким признакам:

  1. По форме (разные сорта макарон, фасоль и горох, кубики и мячи, ручки карандаши).
  2. Цвету (разноцветные пуговицы, карандаши).
  3. Размеру (большие и маленькие фигуры, бусины).

Детям постарше (4-5 лет) можно предложить поделить на группы по видовой принадлежности, например:

  • Съедобное – несъедобное.
  • Дикие – домашние (животные).
  • Игрушки – предметы труда.

Разнообразить простое перекладывание предметов помогут игры с мячом: ребенок ловит его, если назван съедобный предмет, или отталкивает, если прозвучало название несъедобного.

Игры на сравнение

Ребенку предлагают внимательно посмотреть на картинки и отыскать определенное количество отличий (чем меньше малыш, тем меньше отличий). Искать их можно у похожих элементов во время прогулки: чем отличаются соседние лавочки в парке, 2 растущих рядом дерева или пара котят, пробегающих мимо.

Игру можно видоизменить, предложив отыскать различия у двух похожих игрушек (например, одному медведю нацепить бантик на ухо, а другому надеть носок на лапку). Или поиграть в игру «Что изменилось?». Ребенок внимательно рассматривает игрушку, потом отворачивается. Взрослый что-либо меняет во внешнем виде игрушки (снимает или надевает). Малыш поворачивается и находит изменения.

Игры с ребенком

Аналогично проводится игра «Что пропало?». Ребенку предлагают запомнить все игрушки, которые лежат на столе. Когда он отворачивается, ведущий убирает предмет. Малыш должен определить, какой игрушки не хватает. Ребенок анализирует и сравнивает, у него развивается внимание. Если ребенок доводит дело до конца, в нем воспитывается усидчивость.

Подвижные игры для развития внимания

Игры в движении помогут детям немного отдохнуть от сидячей работы и физически совершенствоваться.

Это такие игры, как:

  1. «Делай, как я».
  2. «Море волнует раз».
  3. «Задания» — по сигналу «стоп!» дети останавливаются и слушают ведущего, который перечисляет несколько заданий (присесть, прыгнуть, сделать 2 шага), потом дает команду «марш!». После этой команды дети должны быстро выполнить услышанные задания в нужной последовательности.

Это важно!

Маленьким детям нравятся яркие предметы с интересным содержанием. Поэтому подбирать игрушки необходимо, основываясь на этот принцип. Разноцветные и увлекательные игры привлекут внимание ребенка, помогут ему сконцентрироваться на задании и выполнить его.

Игра с пластилином

Также при проведении занятий следует учитывать следующее:

  1. Во время выполнения упражнений не должно быть никаких отвлекающих звуков и игрушек. Более сосредоточенно малыш будет заниматься в спокойной атмосфере, где в поле его зрения будут находиться лишь нужные предметы.
  2. Похвала – стимул двигаться дальше. Если малыш старается, его нужно похвалить, даже если не все получается.
  3. Если ребенку стало скучно, он отвлекается, лучше сделать небольшой перерыв, а потом продолжить упражнение. Ни в коем случае не следует его ругать за отсутствие интереса.
  4. Продолжительность занятий – не более 20 минут. Если малышу будет интересно, он будет дольше концентрироваться на выполнении упражнения.
  5. Усидчивость можно воспитывать трудом, позволяя ребятишкам помогать по хозяйству. Важно, чтобы задание было посильно для ребенка (убрать посуду со стола или вынести мусор). За каждое стремление помочь и приложенные усилия нужно обязательно похвалить.

Любое начатое дело нужно доводить до победного конца. Только так можно воспитать усидчивость и внимание. Большое значение в этом играет и родительский пример: если у родителей слова не сходятся с делом, не стоит ожидать чего-то большего от детей. Чтобы сформировать нужные качества в ребенке, нужно воспитать их сначала в себе самом.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *